5 ШАГОВ К СОВЕРШЕННОЙ КАРТИНЕ
Алхимия живописи
Люди, способные создавать ценность будут востребованы всегда, вне зависимости от обстановки
Методы работы, о которых не знает 99,9% художников
ПРИРОДА СОЗДАЕТ ВОСХИТИТЕЛЬНЫЕ КАРТИНЫ!
Мы никогда не устаём любоваться рассветами, закатами, бескрайними полями, горными вершинами, бездонными океанами и лучезарным небом.
А есть ли у художника возможность писать картины подобным образом? Имеет ли он в своем арсенале инструменты и приёмы, чтобы передавать форму, объём, оттенки и рефлексы такими, какими мы их видим в живой природе?
Такая методика существует, но знает о ней лишь узкий круг людей. В программах художественных школ и вузов её нет, поэтому лишь единицы способны создавать живопись влияющую на сердца и умы миллионов людей.
ДЛЯ КОГО ЭТО ПОСОБИЕ?
Уникальная методика, о которой вы узнаете, называется технология оптических просветов (ТОП). Когда профессора художественных академий видят произведения, созданные по этой системе, они признают, что добиться такого высокого качества традиционными способами невозможно.
Если вы хотите узнать, какие методы необходимо использовать для создания живой реальности на картинном полотне, мы с удовольствием о них расскажем и покажем 😉.
ЭТО ПОСОБИЕ:
✓ Для тех, кто хочет научиться рисовать, но ещё ничего не знает о живописи, и для тех, кто думает, что знает о ней всё.
✓ Для новичков, делающих первые шаги в изобразительном искусстве, и для профессионалов, владеющих многими техниками.
✓ Для тех, кто стремится улучшить качество своих работ, но не знает, как это сделать.
✓ Кто пребывает в творческом кризисе и не понимает, в каком направлении двигаться.
✓ А также для тех, кто считает, что лучше, чем умеет, уже не напишет.
Рассказ о технологии оптических просветов (ТОП) заставит Вас посмотреть на живописное искусство иными глазами. Глазами художников эпохи Высокого Возрождения, владевших секретами, о которых 99,9% современных живописцев не догадываются.
Профессия художник в настоящее время актуальна как никогда и в нее необыкновенно легко зайти даже начинающему с нуля лишь по одной причине - в настоящее время этой профессии не существует... Вся работа строится на интуиции и десятилетиях практики без гарантии результата.
На этих страницах мы разберем уникальный механизм работы, который позволяет это сделать, проведя Вас по всем 5-ти этапам «Высокого мастерства».
Добро пожаловать в волшебный мир «Алхимии ТОП живописи»!
ИЗ ЭТОГО ПОСОБИЯ ВЫ УЗНАЕТЕ
✓ как получать сложнейшие цветовые решения простыми методами – без палитры и большого количества красок;
✓ как создавать трёхмерное пространство по законам природы;
✓ как получать живые оттенки, не акцентируя внимание на цвете;
✓ что нужно сделать, чтобы картина, подобно шедеврам «старых мастеров», светилась изнутри;
✓ как вдохновляться от работы и дорого продавать свои картины.
Стереотипы современной живописи
ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, ЧТО УСПЕШНЫЙ ХУДОЖНИК ДОЛЖЕН
✓ Обладать немалым талантом.
✓ Накопить приличный опыт (художественный вуз + десятки лет практики).
✓ Иметь высокий статус и достижения (выставки, узнаваемость, собственный бренд).
ЭТИ АСПЕКТЫ БЕЗУСЛОВНО ВАЖНЫ, НО ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ОНИ ПЕРВОСТЕПЕННЫМИ?
Для работы в традиционных техниках – да. Альтернативных решений современная система не предлагает, поэтому:
✓ если ты недостаточно талантлив, хорошим художником тебе не стать;
✓ если у тебя нет профильного образования и многолетней практики, на успех можешь не рассчитывать.
✓ если тебя никто не знает, с заказами будет туго.
«Замкнутый круг» классического обучения
ПОЧЕМУ, ЧТОБЫ СТАТЬ УСПЕШНЫМ ХУДОЖНИКОМ, НУЖЕН БОЛЬШОЙ ТАЛАНТ?
Потому что он позволяет тонко чувствовать цвет и работать на интуиции, без которой в современных техниках невозможно ни начать, ни продолжить, ни закончить работу.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ОБРАЗОВАНИЕ И ОПЫТ?
Без них талант не сможет до конца раскрыться. Навыки в карандашном рисунке, работе с палитрой и подмалёвком направляют интуицию в русло художественного мастерства. Талант + годы обучения в художественном вузе + десятки лет опыта = единственный путь к успеху. При отсутствии даже одной составляющей ничего не выйдет.
«Пусть так», – скажете Вы, – «главное, чтобы был результат».
Но вот, что часто происходит на практике. Человек заканчивает художественную школу или вуз и начинает работать, но со временем обнаруживает, что не в состоянии создать живопись эталонного качества. Проходит несколько лет, но ничего не меняется. Художник понимает, что «ходит по замкнутому кругу» и не знает, как из него выбраться.
Он приходит к мысли, что недостаточно талантлив, и попадает в затяжной кризис…
Вырисовывается нерадужная перспектива: чтобы узнать, способен ли ты создавать живопись высокого уровня, необходимо пройти путь длиною в 10 и более лет. А если таланта оказывается недостаточно, накопленный опыт и потраченное время идут насмарку.
Всё потому, что методика, во главу угла которой ставятся исключительные способности, так работает. На каких-то этапах она позволяет художнику расти, но в конечном счёте своими ограничениями сдерживают его развитие.
Позже мы поговорим об этих ограничениях , а сейчас очень важная информация:
Живопись высокого качества создаётся простыми методами и не требует исключительного таланта!
Рафаэль за свою достаточно короткую жизнь написал сотни картин и десятки масштабных фресок. Но далеко не все из них от начала до конца создавал он сам. Ему помогали ученики. Они не обладали талантом своего учителя, но были превосходно подготовлены технически. Зачастую Рафаэль придумывал лишь композицию, всё остальное делали подмастерья. А «всё остальное» – это, ни больше ни меньше, полноценное живописное произведение. Отличить работы, которые создавал великий мастер, от работ, сделанных по его эскизам, практически невозможно, поэтому все они считаются произведениями Рафаэля Санти.
Вывод напрашивается сам собой: чтобы создавать живопись высокого уровня не обязательно иметь талант Рафаэля – достаточно обычных способностей. Но чтобы этих способностей действительно было достаточно, нужно иметь в своем арсенале некий инструмент.
Какой? Об этом Вы сейчас узнаете.
Статус и достижения
Но перед тем, как заглянуть в «алхимическую лабораторию живописи», несколько слов о достижениях и статусе.
Работая в одной из традиционных техник, приходится годами зарабатывать себе имя. На первый взгляд, это естественный процесс, который настолько укоренился в нашем сознании, что никого не удивляет, когда художник совмещает роль мастера, маркетолога и продавца. Вот только сильно выматывает самого живописца, лишая его возможности целиком отдаваться любимому делу.
А ЧТО, ЕСЛИ КАРТИНА БУДЕТ САМА СЕБЯ ПРОДАВАТЬ?
Представьте себе ситуацию: Вы на огромной выставке с сотнями полотен, и у Вас есть всего 2 часа, чтобы посмотреть их все. Обходя залы, Вы бросаете взгляды то на одну работу, то на другую, возле самых интересных задерживаетесь на 30-40 секунд, потому что времени в обрез.
Но вдруг Вы видите нечто совершенно иное – что-то такое, что заставляет вас остановиться и затаить дыхание. Картина, которая Вас привлекла, качественно отличается от других: в ней нет мазков, даже следов кисти и вызывающих контрастов, она словно находится в воздушной дымке, где тени, света и полутона плавно перетекают друг в друга, а оттенки завораживают живизной и естественностью. И чем больше Вы всматриваетесь в композицию, тем сильнее она вас притягивает. Возникает желание иметь такую картину дома.
Работы, выполненные по технологии оптических просветов, нет необходимости продавать. Они сами себя продают! О высочайшем уровне ТОП-картин говорит тот факт, что все, кто их видит, задают один и тот же вопрос: «А как это сделано?». Пришло время на него ответить.
Цвет – отдельно, объём – отдельно
Выше мы говорили, что традиционные методики имеют ряд ограничений, не позволяющих художникам со средними способностями создавать живопись высочайшего качества. Эти ограничения связаны с тем, что упор делается на цвет, с помощью которого приходится создавать и объём, и оттенки.
Художнику, работающему в классической технике, приходится решать сложную задачу. Он должен получить нужный цвет на палитре, перенести краску на полотно и создавать объём, одновременно изменяя тональность и удерживая полученный колорит. Проблему усугубляет и то, что при переносе краски с палитры на поверхность цвет может смотреться чуть иначе, поэтому приходится постоянно «колдовать» с красителями.
Чтобы как-то облегчить задачу художники используют подмалёвок. В работе с цветом он, действительно, помогает, но сам по себе выглядит неряшливо и разрушает воздушную перспективу, без которой невозможно передать естественную природу вещей. Приходится постоянно преодолевать преграды, а преодолеть, их могут только большие таланты, способные тонко чувствовать цвет и работать на интуиции.
Но что в таком случае делать художникам с обычными способностями; художнику с потрясающим даром композитора, но не имеющих ряда талантов в исполнительском мастерстве или талантливому живописцу у которого отсутствует какой либо ингредиент на пути к мастерству?
✓ Забыть о живописи высокого качества?
✓ Оставить этот удел «избранным»?
✓ Найти себе другую профессию?
Именно к такому выводу приходят те, кто спустя многие годы осознали безвыходность своего положения...
Но выход есть! На приведенном выше примере с учениками Рафаэля было показано, что для создания живописи высокого качества достаточно желания, а лучше одержимости! Но, чтобы они проявили себя в полную силу, нужно работать иначе, чем предлагает классическая система. Необходимо отделить цвет от объёма и сосредоточиться только над светотеневым рисунком, а, если быть точнее, над улучшением «пятна». И только когда объёмное изображение полностью сформировано, можно вводить цвет. Сейчас Вы узнаете, как это сделать.
5 уникальных этапов ТОП-живописи
Во многих областях человеческой жизнедеятельности для того, чтобы решить сложную задачу, её нужно разбить на более простые подзадачи. Технология оптических просветов базируется на схожем принципе – на четкой поэтапной системе работы, доступной каждому желающему:
1 этап – подготовка пространства;
2 этап – получение первичного объёма с помощью абразивной проработки;
3 этап – совершенствование объёмного изображения оптическими смесями;
4 этап – введение цвета полусухими лессировками;
5 этап – оживление произведения.
ПОДГОТОВКА ПОЛОТНА - ЗАКЛАДЫВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
Одним из ключевых отличий технологии оптических просветов от классических методов является полноценное использование воздушной перспективы, без которой, как сказал Леонардо, ничего невозможно достичь в плане живописи. Такой подход мы называем «работой в пространстве и с пространством». Подготовка поверхности – это этап, где закладывается воздушная перспектива – иллюзорное пространство, в котором и с которым предстоит работать на всех последующих стадиях.
Для ТОП-живописи можно использовать любую поверхность: холст, МДФ или иконописную доску. Для учебных целей лучше всего подходит МДФ, так как она дешевле иконописной доски и удобней в работе нежели холст.
Подготовка состоит из:
✓ проклейки;
✓ грунтовки;
✓ имприматуры;
✓масляной лессировки (видео нарезка с подписями этапов и материалов, зашкуривания, зачем нужна грунтовка и проклейка)
На имприматуру с помощью копировальной бумаги переводится рисунок, который обводится темперной или акриловой чёрной краской. Затем наносится тёмно-оливковая лессировка, изготовленная на основе льняного масла и масляных красок – охры светлой и чёрной. Лессировочный слой должен полностью высохнуть (для этого требуется несколько дней), и только тогда можно переходить к следующей стадии. В дальнейшем работа ведётся практически непрерывно.
Если проводить аналогию с природными явлениями, то красная имприматура – это «луна», масляная лессировка – «ночь», а за ночной пеленой скрывается мир, который необходимо оживить. Через «тёмную мглу новолуния» едва видны контуры предметов, но скоро «луна» начнёт входить в новые фазы, и тьма будет рассеиваться.
Имприматура и лессировка – это фундамент воздушной перспективы, в которой необходимо работать на всех последующих этапах.
Это означает, что нужно выдерживать баланс между всеми объектами композиции, когда предметы переднего плана смотрятся отчётливей, объёмней и колоритней, а заднего выглядят более плоско, менее отчётливо и не так насыщенно – как будто их обволакивает воздух, который при отдалении утолщается и скрывает часть визуальных характеристик объекта.
Заложив воздушную перспективу, можно приступать к следующему этапу.
АБРАЗИВНАЯ ПРОРАБОТКА - ПОЛНОЛУНИЕ
Выше мы говорили, что главным отличием ТОП от других техник является отделение цвета от объёма и формы. Поэтому подмалёвок нам не нужен – он будет разрушать воздушную перспективу, заложенную на этапе подготовки полотна. В технологии оптических просветов изображение красиво на каждом этапе, потому что работа ведётся методом «от пятна», когда форма и объём создаются путем скрупулёзной проработки светотеневых пятен. И начинается всё с наждачки.
Этого инструмента нет в других техниках, но именно благодаря наждачной бумаге можно получить сразу несколько преимуществ:
✓ сформировать предварительные форму, объём и фактуру;
✓ получить первичные оттенки;
✓ создать идеальные условия для нанесения оптических смесей;
✓ упростить работу: вам не нужны годы знаний, талант и интуиция, чтобы уже формировать полутона и работать цветом. Нужно просто отсекать лишнее, подобно скульптору, ориентируясь на тепло и холод.
Проводя традиционную аналогию с природными явлениями, стадию абразивной проработки можно сравнить со сменой лунных фаз, когда луна своим отражённым светом постепенно растворяет кромешную тьму, пока в полнолуние объекты не становятся достаточно хорошо видны. Это заслуга имприматуры, которая при истончении масляной лессировки начинает пробиваться наружу и излучать свет. Красивое изображение создаётся путём гармоничной комбинации тёмного лессировочного слоя и светлого имприматурного, когда тени плавно перетекают в полутона, а полутона мягко переходят в светлые участки.
РАБОТА ОПТИЧЕСКИМИ СМЕСЯМИ - РАССВЕТ
Глядя на красивое объёмное изображение, полученное наждачной бумагой, можно было бы подумать: «Самое время взять краски и дать волю фантазии!» Ни в коем случае! Необходимо продолжать работу над улучшением формы, текстуры и объёма, а, говоря языком природы, нужно «создать рассвет». И первыми «лучами солнца» будут выступать оптические смеси.
Необходимо приготовить 4 оптических смеси на основе темперных красок (белил, охры светлой и чёрной краски). Первые 3 вида колеров (белила + охра) нужны для светов и полутонов, 4-й вид (охра + чёрный цвет) – для проработки теней. Комбинирование светлых колеров с бо́льшим и меньшим количеством белил позволяет создать идеальный объём, плавные переходы, внутреннее свечение, проработка тёмных участков 4-й оптической смесью делает тени более насыщенными. Темперные составы наносятся очень тонко (используем специальное нанесением с плавлением), что позволяет нижележащим слоям работать на просвет.
Живописец просто прорабатывает пятна по технологии, но при этом появляется множество сложнейших цветовых оттенков (без введения цвета), объем, свечение – удивительный по красоте эффект!
- Вам не надо ничего смешивать на палитре, используя интуицию
- Вам не надо искусственно образовывать объем (плоский или как надувные шары)
- Вам не надо объединять произведение (оно ведется целиком, а не отдельными областями)
Солнце поднимается над горизонтом, тьма рассеивается и наступает рассвет. Природа пробуждается ото сна, предметы приобретают рельефность и отчётливые границы. Смелее проявляются цвета. И все это окутано незримой, воспринимаемой на уровне ощущений воздушной дымкой, которая создаёт иллюзию живого пространства.
Так работают оптические смеси, если посмотреть на живопись, как на явление природы, законам которой подчинена технология оптических просветов.
В некоторых случаях следующего этапа введения цвета и вовсе не требуется, так как работа монотонна и необходимые цвета образуются сами собой. На примере работы старика мы просто пропускаем этап введения цвета и переходим к завершающей стадии оживления: (картина старика).
ВВЕДЕНИЕ ЦВЕТА. "УТРО"
Получив объёмное изображение, можно приступать к целенаправленному введению недостающих цветов. Достаточно 5 красок (акварельных или акриловых): краплак, ультрамарин, зеленая травяная, зеленая изумрудная и охра красная, чтобы при взаимодействии с предыдущими слоями сформировались любые, какие только существуют в природе, оттенки (которых вы могли ранее даже не видеть, а так же тех, которых просто невозможно смешать на палитре - получается грязь).
И главная особенность, не понятная на первый взгляд, состоит в мышлении Алхимика и работе в ТОП живописи (именно поэтому важно присутствовать на МК и увидеть этапы на практике). Мы не привязываемся к определенному цвету, он для нас вторичен. Другими словами мы не держим перед собой образ определенного оттенка, полутона или цвета, мы позволяем ему образоваться самому, органичным природе спопосбом. Таким образом мы не стремимся придти к чему то известному, мы получаем возможность создавать уникальные сложнейшие цветовые решения, которых может не существовать! Недоступное художнику становится доступно даже начинающему Алхимику, Оживителю.
Таким образом работая по механизму ТОП живописи, мы совсем не смешиваем цвета на палитре, они получается оптически. Так же на этом этапе мы используем разные виды лессировок: сухие; влажные; полусухие, в зависимости от этапа и прорабатываемого плана. Вы должны помнить, что цвет имеет особенность разрушать воздушную перспективу, поэтому мы не вводим его резко, сохраняем гармонию пространства, а так же используем проработку пятен оптическими смесями.
Солнечный диск разгорается всё ярче, поднимается всё выше и пронзает воздух яркими лучами. Утро вступает в свои права, наполняя мир россыпью бархатистых цветов – от нежно-розового до песочного и небесно-голубого. Оттенки плавно перетекают друг в друга, создавая живописные сочетания, на которые хочется смотреть бесконечно долго.
Таково действие лессировок в проекции воспроизводимого ими эффекта на явления живой природы.
УСИЛЕНИЕ ЦВЕТА И ГЛУБИНЫ ПРОСТРАНСТВА. "ДЕНЬ"
На 98% картина готова. Заключительный этап максимально приблизит произведение к венцу творения – усилит цвет и сделает пространство более глубоким.
Покрываем поверхность льняным маслом, которое выполняет 3 важных задачи:
✓ крепко связывает между собой слои красителей, не давая пигментам со временем осыпаться;
✓ позволяет делать мягкие растяжки масляными красками;
✓ усиливает колористическую сочность и глубину пространства.
Через 20-30 минут убираем излишки масла и приступаем к работе масляными красками или темперными оптическими смесями, добавляя произведению живописности и выразительности. Работать можно в течение 2-3 дней, пока льняное масло не высохнет. Затем поверхность покрывается лаком, который защищает картину от внешних факторов и добавляет композиции блеска.
Солнце в зените. Его прямые лучи пронизывают воздух и дотрагиваются до всего, что находится в зоне их досягаемости. Яркие цвета соперничают с насыщенностью тени. Пространство дышит воздухом и затягивает в свою глубину взгляды и мысли очарованных наблюдателей.
Нечто подобное мы наблюдаем в картинах, написанных по технологии оптических просветов.
ВНУТРЕННЕЕ СВЕЧЕНИЕ
В ТОП-живописи имприматура не закрашивается, как это делается в традиционных техниках. Она работает на всех этапах и даёт внутренне свечение, которое очаровывает волшебством и загадочностью. Оттенок свечения зависит от степени проработки наждачной бумагой и комбинации оптических смесей.
В природе бывают такие периоды, когда на небе видно и солнце, и луну. В технологии оптических просветов «имприматура-луна» светит всегда, а в местах её особого взаимодействия с «солнечными лучами» (оптическими смесями) она даёт волшебное внутреннее свечение. Мы не знаем удастся ли нам его передать онлаин на мастер классе, но на приближенные ракурсы практической работы и живое простанство без следов и мазков кисти, вы смело можете рассчитывать!
5 КОЗЫРЕЙ И ДЖОКЕР НА РУКАХ
Несмотря ни избитость фразы, так и хочется сказать, что эта методика даёт живописцу «нечестное преимущество» перед художниками, работающими в абсолютно любых современных техниках... Это, как если бы карточный игрок имел на руках 5 крупных козырей и джокер в придачу. Каждый этап технологии – это «козырная карта» в руках Алхимика, а «джокером» он зайдет в самом конце, оживив композицию в воздушной оболочке трёхмерного пространства.
МАГИЯ ЖИВОПИСИ
Создание живописных произведений по технологии оптических просветов – захватывающий процесс:
✓ когда под воздействием наждачной бумаги из «ночного сумрака», начинают проявляться очертания, объём и текстура;
✓ когда после проработки оптическими смесями появляются чарующие оттенки «рассвета»;
✓ когда нежная пыльца лессировок, подобно лучам утреннего солнца создаёт цветовую гармонию;
✓ когда масляная доводка побуждает композицию играть всеми красками солнечного дня;
✓ когда картина начинает подсвечиваться, будто внутри находится лампочка, излучающая лунное сияние,
ощущаешь себя Мастером, Творцом, Созидателем. Получаешь море энергии, позитива, удовлетворения, но главное то, какое влияние твои работы оказывают на людей! В наше время человеку как никогда хочется созерцать прекрасное, впечатляться и вдохновляться. Именно поэтому такими работами хочется обладать и живописец способный их создавать будет востребован не зависимо от обстановки.
Мы сдвинем эту планету в сторону наполненной радостью, вдохновением и положительных эмоций жизни! Это наша миссия и мы хотим, чтобы вы ее разделили с нами.
Не имеет значения, начинающий вы, любитель или профессионал, планируете ли сделать живопись источником дохода или писать для собственного удовольствия, желаете ли создавать реалистичные портреты, пейзажи или натюрморты, технология оптических просветов поможет вам достичь поставленных целей. С гарантией результата, которую не дает ни одна школа, ни один ВУЗ в мире.
P.S. Сам механизм работы в ТОП живописи с практическими этапами; как делают невозможное ранее, начинающие с нуля и профессиональные художники, сможете увидеть только на нашем мастер классе.
Посомтрите на этот список и решите нужно ли вам увидеть на что вы на самом деле способны?...
✓ Избавитесь от свойственным современным методикам проблем получения гармоничных цветов и правильного объёма, потому что будете работать по законам воздушной перспективы и оптики, когда «живые» оттенки и светотеневой рисунок получаются сами собой вследствие совершенствования «пятна».
✓ Благодаря многослойной технике и тонкому нанесению красителей будете создавать живописные произведения без грязи, мазков кисти, грубых цветовых и светотеневых переходов.
✓ Получите решение проблем современной живописи и четкий механизм – как начать, продолжить и закончить работу.
✓ Разовьёте в себе искусство видеть компоненты и взаимосвязи композиции такими, какими они являются, и натуралистично изображать их на живописном полотне.
✓ Благодаря пошаговому механизму будете точно знать, как должно выглядеть изображение на каждом этапе. Ваши промежуточные результаты станут прогнозируемыми, что позволит уверенно доводить работу до завершения и до совершенства.
✓ Перестанете «ходить по замкнутому кругу», сталкиваясь с одними и теми же проблемами. Сэкономите годы, а то и десятилетия! А время, как известно, самое ценное, что у нас есть!
✓ Станете уверенным в своих силах живописцем высокого уровня, способным создавать реалистичные картины, с живыми оттенками и глубинным пространством, а со временем – живопись музейного качества, от которой невозможно оторвать взор.
✓ Получите специфическое знание, навык, который будете дорого продавать свои картины (они сами себя будут продавать!) – живопись высокого качества всегда в цене, и заказчики на неё никогда не переведутся.
✓ Получите неограниченные возможности для творческого роста, а значит – вечное вдохновение, неиссякаемую жажду творчества, удовлетворение и свободу в собственной реализации.
Надеемся, информация, представленная в этом пособии, помогла Вам увидеть, что живопись высокого качества способен создать как начинающий с нуля, так и художник с обычными способностями. Всё что для этого необходимо – изменить подход к работе.
О нюансах и технических аспектах технологи с разбором каждого этапа Вы сможете узнать, на нашем мастер-классе.
С пожеланиями творческих успехов – команда «Ogivitel-ART».
Люди, способные создавать ценность будут востребованы всегда, вне зависимости от обстановки
Методы работы, о которых не знает 99,9% художников
Комментариев нет:
Отправить комментарий