. ОБМЕН ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ И ДУХОВНЫМИ ШЕДЕВРАМИ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ИТАЛИЕЙ. ДЖОТТО В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ В МОСКВЕ, РУБЛЕВ И ДИОНИСИЙ В БАПТИСТЕРИИ ВО ФЛОРЕНЦИИ
20 декабря 2011 — 19 марта 2012Министерство культуры Российской Федерации | Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного | Государственная Третьяковская галерея | Фонд религиозных наук им. Иоанна XXIII | Музей Дель Опера ди Санта-Мария дель Фьоре
Лаврушинский переулок, 10, зал № 38
(РЕЖИМ РАБОТЫ, СХЕМА ПРОЕЗДА)
Пресс-конференция 19 декабря в 14.00
(РЕЖИМ РАБОТЫ, СХЕМА ПРОЕЗДА)
Пресс-конференция 19 декабря в 14.00
Настоящая выставка организована по инициативе Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева и Президента Итальянской Республики Джорджо Наполитано под покровительством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках Года российской культуры и русского языка в Итальянской Республике, итальянской культуры и итальянского языка в Российской Федерации.
Этот проект – результат совместных творческих усилий представителей научных центров и музейного сообщества, богословских кругов – являет собой уникальный опыт сотрудничества итальянских и российских специалистов, которые в завершение перекрестного Года Италии-России сделали возможным осуществить этот беспрецедентный обмен шедеврами.
Мадонна с младенцем/ Маэста ди Сан Джорджо алла Коста. 1299. |
Государственная Третьяковская галерея как равноправный участник уникального историко-художественного и богословского проекта подошла с максимально возможной ответственностью как к отбору произведений для экспонирования в Италии, так и к их современному полноценному научному и технико-технологическому изучению.
Исследования проводились по единой методике, принятой в нашем музее. Результаты этих исследований, все этапы которых сопровождались подробной фотофиксацией, представлены в каталоге выставочного проекта. Таким образом, Третьяковская галерея представила в рамках выставочного проекта "Во Христе" не только выдающиеся памятники отечественной средневековой культуры, но и максимально возможное на сегодняшний день наше знание о них.
В то же время в Москве, в Третьяковской галерее, впервые экспонируются работы великого итальянского художника Джотто ди Бондоне (1267–1337), с именем которого в итальянской культуре связана целая эпоха Проторенессанса. Это хранящиеся во Флоренции икона "Мадонна с Младенцем" конца XIII века из церкви Сан-Джорджо алла Коста и двусторонний алтарный комплекс, состоящий из 10 образов на одном пьедестале, – полиптих из храма Санта-Репарата, созданный около 1305 года и сравнительно недавно введенный итальянскими исследователями в круг произведений Джотто.
Исследования проводились по единой методике, принятой в нашем музее. Результаты этих исследований, все этапы которых сопровождались подробной фотофиксацией, представлены в каталоге выставочного проекта. Таким образом, Третьяковская галерея представила в рамках выставочного проекта "Во Христе" не только выдающиеся памятники отечественной средневековой культуры, но и максимально возможное на сегодняшний день наше знание о них.
В то же время в Москве, в Третьяковской галерее, впервые экспонируются работы великого итальянского художника Джотто ди Бондоне (1267–1337), с именем которого в итальянской культуре связана целая эпоха Проторенессанса. Это хранящиеся во Флоренции икона "Мадонна с Младенцем" конца XIII века из церкви Сан-Джорджо алла Коста и двусторонний алтарный комплекс, состоящий из 10 образов на одном пьедестале, – полиптих из храма Санта-Репарата, созданный около 1305 года и сравнительно недавно введенный итальянскими исследователями в круг произведений Джотто.
Полиптих Церкви Санта-Репарата. 1305–1310 |
Истоки этой иконографии неразрывно связаны с византийской традицией. Подтверждение авторства Джотто в создании этого образа связано с восстановлением иконы, которая была сильно повреждена осколками стекла в 1993 году во время взрыва в галерее Уффици. В ходе тщательной реставрации были произведены дополнительные исследования, в результате которых авторство Джотто стало общепризнанным.
История создания полиптиха из церкви Санта-Репарата (ок. 1305, Музей Дель Опера ди Санта-Мария дель Фьоре, Флоренция), связана со строительством прославленного собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. В конце XIII века было принято решение о закладке нового грандиозного собора на месте старой церкви, посвященной покровительнице Флоренции – святой Репарате. Строительство велось с перерывами на протяжении долгого времени и закончено было только в 1396 году, когда старая церковь Санта-Репарата оказалась буквально встроена в новый монументальный собор. С 1331 года по 1337 его возведением руководил Джотто.
Иконографический состав полиптиха, представляющего особо почитаемых святых Флоренции, связан со сменой посвящения собора: на лицевой стороне, обращенной к прихожанам, в центре – образ Богоматери с Младенцем, которой посвящен новый собор; Святая Репарата изображена на оборотной стороне алтарного образа, доступного обозрению священства собора во время литургии.
Иконографический состав полиптиха, представляющего особо почитаемых святых Флоренции, связан со сменой посвящения собора: на лицевой стороне, обращенной к прихожанам, в центре – образ Богоматери с Младенцем, которой посвящен новый собор; Святая Репарата изображена на оборотной стороне алтарного образа, доступного обозрению священства собора во время литургии.
Полиптих Церкви Санта-Репарата. 1305–1310. |
В творчестве же русских иконописцев, таких как Андрей Рублев и Дионисий, византийские основы обретают черты национального искусства, в рамках которого они будут существовать и развиваться на протяжении веков.
Представленные в едином проекте произведения русского и итальянского искусства дают возможность увидеть величайшие памятники эпохи конца европейского Средневековья в общем контексте, что, безусловно, является важным шагом в изучении связей и параллелей между нашими культурами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий