суббота, 10 марта 2012 г.

Андрей Рублев

Get Adobe Flash player

СПИСОК ИКОН
Чин Деисусный
("Владимирский Деисус", 
Иконостас Успенского Собора во Владимире, 1408)

Григорий Богослов
Иоанн Богослов
Архангел Михаил
Богоматерь
Спас в Силах
Иоанн Предтеча
Архангел Гавриил
Андрей Первозванный
Иоанн Златоуст
8
6
4
2
1
3
5
7
9

Чин Праздничный
(Иконостас Успенского Собора во Владимире, 1408)

Благовещение
Сошествие во ад
Вознесение
10
11
12
 Чин Деисусный
(Звенигород, 1410 - 1420-е)

Архангел Михаил
Спас
Апостол Павел
14
13
15

Троица
(Храмовый образ из иконостаса Троицкого Собора 
Троицко-Сергиевского монастыря, 1422-1427(?))

Троица
16

Евхаристия
(Сень надвратная из иконостаса Благовещенской 
церкви села Благовещения близ Сергиева Посада. 1422-1427(?))

Евхаристия
17




Апостол Павел. XV в.

Дерево, темпера 158 x 109 см. Государственная Третьяковская галерея

Apostle Paul. XV c.

Tempera on wood 158 x 109 cm. State Tretyakov Gallery, Moscow



Архангел Михаил XV в.

Архангел Михаил

Дерево, темпера 158 x 109 см. Государственная Третьяковская галерея

Archangel Mikhail XV c.

Tempera on wood 158 x 109 cm. State Tretyakov Gallery, Moscow



Спас. 1420-е

Дерево, темпера 159 x 106 см. Государственная Третьяковская галерея

The Redeemer. 1420-е

Tempera on wood 159 x 106 cm. State Tretyakov Gallery, Moscow

Биография и творчество Андрея Рублева

Андрей Рублев (+ ок.1430), иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный.

Сперва был послушником у преподобного Никона Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где скончался и погребен.


Архангел Гавриил
Архангел Гавриил



  














В древнем житии преподобного Сергия Радонежского, составленном учеником его Епифанием, украшенном многочисленными миниатюрами (список XVI в.), Андрей Рублев изображен в трех видах: сидящим на подмостках и пишущим на стене храма образ Нерукотворенного Спаса; приходящим к новопостроенной в лавре каменной церкви и погребаемым лаврской братией.

Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Деисис работы Феофана Грека и Андрея Рублева, равно как и вся златоверхая церковь Благовещения на царском дворе, у царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве в 1547.

  Скончался преподобный в Андрониковом монастыре 29 января 1430.

Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества. На Стоглавом соборе (1551) иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания: прямо было ведено «писати живописцем иконы с древних образов, как греческий живописцы писали, и как писал Андрей Рублев и протчии пресловутый живописцы».

Большая работа по реставрации его произведений и уточнению его художественной биографии, проделанная в XX в., привела и к образованию романтической «рублевской легенды», извлекающей героизированную фигуру художника из анонимно-аскетической, надындивидуальной среды средневекового творчества.

Местночтимый как святой с XVI в., Андрей Рублев в наше время вошел и в число общероссийских святых: канонизирован Русской православной церковью в 1988; церковь отмечает его память 4 июля (17 июля н.ст.).

Творчество Андрея Рублева

Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Св. Руси. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина (“Спас”, “Апостол Павел” (находится в Русском музее), “Архангел Михаил”, все — рубеж XIV-XV вв.), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи.

  В к. XIV — н. XV в. Рублев создал свой шедевр — икону “Троица” (находится в Государственной Третьяковской галерее, на сюжет "гостеприимство Авраама". Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным “голубцом” и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.

“Троица” рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи “Троицы” — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни. В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др. мастерами — Успенский собор во Владимире(роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.

Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна композиция “Страшный суд”, где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества Божественной справедливости. Работы Андрея Рублева во Владимире свидетельствуют, что к тому времени он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

В 1425 — 1427 Рублев совместно с Даниилом Чёрным и др. мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. Колорит поздних икон более сумрачен; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427) последней работой Рублева. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на “Городке” в Звенигороде (к. XIV — н. XV в.), иконы — “Владимирская Богоматерь” (ок. 1409, Успенский собор, Владимир), “Спас в силах” (1408), часть икон праздничного чина (“Благовещение”, “Рождество Христово”, “Сретение”, “Крещение”, “Воскрешение Лазаря”, “Преображение”, “Вход в Иерусалим” — все ок. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр “Евангелия Хитрово”.

С 1959 в Андрониковом монастыре действует Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи.

Искусствовед М.В. Алпатов писал: "Искусство Рублева - это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания", "Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию".





Троица. 1422–1427
иконы Андрея Рублёва

Дерево, темпера 142 x 114 см. Государственная Третьяковская галерея

Trinity. 1422—1427

Tempera on wood 142 x 114 cm. State Tretyakov Gallery, Moscow








Апостол Павел. XV в.

Дерево, темпера 158 x 109 см. Государственная Третьяковская галерея

Apostle Paul. XV c.

Tempera on wood 158 x 109 cm. State Tretyakov Gallery, Moscow



Архангел Михаил XV в.

Дерево, темпера 158 x 109 см. Государственная Третьяковская галерея

Archangel Mikhail XV c.

Tempera on wood 158 x 109 cm. State Tretyakov Gallery, Moscow



Спас. 1420-е


Дерево, темпера 159 x 106 см. Государственная Третьяковская галерея

The Redeemer. 1420-е

Tempera on wood 159 x 106 cm. State Tretyakov Gallery, Moscow



Троица. 1422–1427

Дерево, темпера 142 x 114 см. Государственная Третьяковская галерея

Trinity. 1422—1427

Tempera on wood 142 x 114 cm. State Tretyakov Gallery, Moscow




Get Adobe Flash player

Комментариев нет:

Отправить комментарий