понедельник, 25 февраля 2019 г.

Модельяни

Есть в искусстве Модильяни - совсем
негромком, не броском и не
слишком эффектном - какая - то осо бая
нота, нежная, трепетная и маня щая,
которая с первых же мгновений
выделяет его из толпы собратьев художников
и притягивает взгляд,
заставляя снова и снова вглядываться
в чуть поникшие лики его исповедальных
портретов, в скорбно за ломленные
брови его тоскующих женщин
и в пустые глазницы его притихших
мальчиков и мужчин, обращен ные
куда - то вглубь и одновременно
внутрь себя.
Модильяни принадлежит к счастливой
породе художников: его искусство
очень стильно, изысканно и краси во,
но при этом лишено и тени высо комерия
и снобизма, оно трепетно и человечно
и созвучно биению простого
человечьего сердца. Его картины както
по - особенному, преданно любят,
рядом с ними завороженно умолкают,
а вместе с его чуть истомленными
Еврейка. Около 1 908
Ча стн о е соб р ание
4
Амедео Модильяни . Фотопортрет
и чуткими женщинами как будто гре зят
о потерянном и несбывшемся рае.
Сегодня эта преданная любовь
к Модильяни кажется чем - то естественным
и п онятным, но когда - то, в на чале
ХХ века, его трепетность, взволнованность
и сочувствие человеку вы глядели
в глазах радикалов как нечто
уходящее и безнадежно отсталое, как
ос т атки еще неизжито г о п ров и н циализма.
Модильяни работал в переломное
и трудное время, в эпоху ни г илизма
и революций в искусстве, ко гда
ломались и бестрепетно отрицались
в с е его многовековые устои, в том чис ле
традиционное понимание кра с оты,
жи знеподобие и привязанность к жизни
и человеку . Из окна, рас п ахнутого
в мир, картина все больше превраща лась
в область произвольного конструирования
и отвлеченных фантазий,
почти никак не связа н ных ни с миром,
ни с человеком.
Модильяни, писавшему свои портреты
и ню р ядом с Б раком и П икассо
и в одно время с Матиссом, Леже и Ум -
Бог мой! У дача какая:
Уехать из мрачного края
В П ариж,
Прекрасный П ариж,
Ч то был безусловно
Самим Амуром основан.
Бог мой! Удача какая:
Уехать из мрачного края:
В Париж.
Гийом Аполлинер
берто Боччони и сочувствующему все му
«передовому» в искусстве, удалось
создать свой собственный, отдельн ый
мир, в котором сквозь все гримасы
«манерничанья» и модернистской деформации
формы продолжали, как
в дивном саду, цвести и благоухать одухотворенность
и тонкая грация, изысканная,
нежная красота и неистреби мое
сочувствие маленькому, неприметному
человеку.
В месте со многими своими гораздо
более жесткими и радикальными сверстниками
он сделал решительный ш аг
в сторону искусства ХХ века, но словно
ост~ановился на полпути, как Орфей,
оглядываясь назад и никак не решаясь
расстаться с теми святынями,
которые несла в себе великая традиция
прошлого. И это зерно ушедшей,
но по-прежнему манящей и прекрас ной
культуры, которое светится почти
в каждой его картине, и делает его ис кусство
таким обаятельным, понят ным,
близким и трогательно родным.
Портрет Франка Берти Хэвиланда . 1914
Собра ние Дж анн и М атти оли , Ми лан
......
' "
Профиль акробатки. 1911
Родился Амедео Модильяни в Ита лии,
в портовом городе Ливорно 12 июл
я 1884 года . Его родные со стороны
матери, Евгении Гарсен , принадле жали
к так называемым сефардам -
еврейским выходцам из Испании
и Порт угалии, а отец, Фламинио Мо дильяни,
происходил из еврейской семьи,
переехавшей в Ливорно из Рима .
Ни отец, ни его родные не сыграли
сколько-нибудь значительной роли
в воспитании Модильяни. Это была
семья мало удачливых коммерсантов,
самодовольных и ограниченных,
с довольно узкими и примитивными
интересами.
К моменту рождения Амедео Модильяни
уже окончательно разорились,
и по этому поводу в семье дол гие
годы бытовал один в духе итальянских
комедий анекдот: когда судебные
приставы явились в дом конфисковать
описанное за долги имущество,
у Евгении Гарсен начались ро довые
схватки. Находчивые родные
завалили ее кровать домашними ценностями,
а поскольку брать что-либо
с кровати роженицы воспрещалось
законом, то семье удалось кое-что сохранить.
Еще один анекдот был связан с тем,
как некий Эммануэле Модильяни еще
в 1849 году снабжал папу медью для
изготовления денег и пытался в обход
папских законов, запрещающих ев реям
владеть землей, купить себе ви ноградник.
В мифологии семьи эта
скромная сделка считалась почему-то
блестящей финансовой операцией,
и много позже, в Па риже, сам Амедео
любил прихвастнуть где-нибудь в кабачке,
величая себя «сыном банкира».
Иное дело было семейство Гарсенов:
это была совершенно другая
Амедео Модильяни
среда и другая интеллектуальная атмосфера.
Здесь любили книги, литературу;
Гарсены вообще были люди
активные, энергичные, умные, имевшие
вкус к философским и талму дическим
спорам. Дедушка Амедео
Исаак Гарсен знал несколько языков
и слыл обаятельным собеседником .
Он подолгу разговаривал с маленьким
А медео о разных умных вещах,
за что того в конце концов прозвали
«филосо фом» .
Мать Евгения , находившаяся вначале
под некоторым давлением семьи
Модильяни , впоследствии организовала
свое семейное дело. Вместе с сестрой
она давала уроки и создала нечто
вроде частной школы у себя на дому.
Она была склонна к рефлексии и самоанализу,
вела дневник - подробную
семейную хронику, переводила Д' Ан нунцио
и лелеяла в душе даже тщеславную
мысль написать роман .
По зже она использовала свои литературные
способности строго для
заработков: долгие годы она трудилась
в качестве литературного «не гра
», поставляя некоему американцу
очерки по итальянской литературе
и способствуя таким образом его ли тературному
процветанию.
Была в этой семье еще и тетка Лаура
, редактировавшая философские
тексты и снабжавшая юного племян ника
книжками Ницше , Кропоткина
и Б ергсона, появлялся наездами из
Марселя и замечательный дядюшка весельчак,
и вместе со всеми приятельствовали
интеллектуалы Родольфо
и Уберто Мондольфо.
Одним словом, это была дружная,
крепкая семья с культурными интере сами,
и не удивительно, что все четверо
детей Евгении Гарсен впоследст вии
так или иначе занялись интеллектуальным
трудом . Старший, Эммануэле,
стал политиком и социалистом
, Маргерита вместе с матерью давала
уроки, Умберто сделался инженером,
а Амедео , в котором воплотил ся
артистизм и живой дух всего клана
Гарс енов, навсегда сохранил любовь
к стихам и вкус к философии .
Художественное же призвание
Амедео, или Дэдо , как его звали в се-
Голова молодой женщины. 1908
Музей современного искусства, Вильнев д'Аск
мье , проявилось сравнительно поздно.
Если верить семейной легенде, то мать
узнала о его любви к рисованию совершенно
случайно, из его бреда, когда
в четырнадцать лет он заболел брюшным
тифом. С тех пор влечение к рисованию,
к живописи занимает в его
жизни все большее место. 17 июля
1898 года обеспокоенная Евге ния записывает
в своем дневнике : «Дэдо сдал
экзамены неважно. Ничего удивительного,
он плохо занимался весь год. 1 августа
он начинает брать уроки рисования,
он давно этого хочет. Он положительно
чувствует себя художни ком,
я специально не очень поощряю
Портрет Поля Александра
на зеленом фоне . 1 909
Частное собрание
5
Амедео Модильяни
Виолончелист. 1909
Частное собрание
его, я боюсь, что он забросит шко лу
ради призрачной мечты. Я просто хо тела
пока чем-то порадовать его, чтобы
хоть немного вывести его из состояния
ВЯЛОСТИ И ТОСКИ» 1 •
А еще через полгода, 10 апреля
1899 года, она не без удивления подводит
итоги: «Дэдо бросил учебу и занимается
только живописью, целыми
днями, с потрясающим пылом, что
удивляет и радует меня. Если при
этом он не достигнет успеха, значит,
ничего не поделаешь . Учитель дово лен
им, сама я в этом ничего не понимаю,
но мне кажется, что для трехчетырех
месяцев занятий он неплохо
пишет красками, а рисует и вовсе
хорошо» 2 •
6
Модильяни и в самом деле с радостью
неофита , нашедшего наконец
свою веру , отводил душу в мастерской
местного художника Г ульемо
Микели , ученика известного итальянского
мастера Джованни Фаттори,
последователя импрессионизма. Н е
будучи великим художником, Микели,
тем не менее, любил своих учени ков
и не заставлял их, как многие, пе дантично
штудировать скучные ан тичные
головы.
Модильяни, мальчик из хорошей,
интеллигентной семьи, ничем не вы делялся
в то время из однообразной
толпы своих однокашников, за исключением
разве что романтического увлечения
стихами Бодлера, Д' Аннун -
1 Амедео Модильяни в воспоминаниях дочери
и савременников. М. , 1995. С. 38.
2 Тамже.С.39 .
цио и мрачными пророчествами немецкого
затворника Ницше , за что его
иронически прозвали «сверхчеловеком
». В остальном же он старательно
по воскресеньям штудировал обнаженную
натуру и любил бродить по
узким и подозрительным улочкам старых
кварталов Ливорно.
Вспышка туберкулеза зимой 1900 года
вырывает его из этого монотонного
однообразного круга. Его легким требуется
юг , щедрый дядюшка дает ему
деньги, и в шестнадцать лет перед ним
впервые открывается вся роскошь южной
Италии: Неаполь , Капри , Амальфи,
затем Рим с торжественной службой
в соборе Святого П етра". Он пишет
восторженно-наивные письма своему
ливорнскому другу Оскару Гилья:
« Капри , одно название которого было
способно пробудить во мне вихрь образов,
полных красоты и античного сла дострастия,
кажется мне сейчас царствием
вечной весны. В классической
красоте здешней природы для меня та ится
какое-то вездесущее, неопису емое
ощущение плоти. И несмотря на
Кариатида. Около 1912
Ча ст ное собра ние
/
Обнаженная на диване . Окало 1909
Ча стн ое собрание
множество англичан с "бедекерами "
в руках , которые заполнили этот остров
, он все еще встает из моря , как
сверкающий волшебный цветок » 1 •
Новые люди, впечатления , звуки,
пейзажи оголяют его нервы , обостряют
зрение , вливают в сердце энергию
жизни и молодости .
« Приступы напряженнейшей энергии
охватывают меня целиком , - признается
он Оскару Гилья из Рима , - но
потом проходят .
А мне бы хотелось, чтобы моя
жизнь растекалась по земле бурным
радостным потоком. Тебе ведь можно
сказать все: что - то плодоносное зарождается
во мне и требует от меня
усилий.
Я в смятении, но это такое смятение,
которое предшествует радости
и за которым следует головокружительная
непрерывная духовная дея тельность
» 2 .
Возвратясь ненадолго домой, он
в начале мая 1902 года записывается
во флорентийскую Свободную школу
рисования обнаженной натуры под
1 Виленкин В.Я. Амедео Модильян и .
М . , 1996. С. 67.
' Та м же. С. 67-68.
Амедео Модильяни
руководством Джованни Фаттори. Во
Флоренции же он открывает для себя
и несравненных живописцев итальянского
кватроченто: Боттичелли, Фра
Анжелика и Симоне Мартини, чьи
великие тени еще бродили по старым
флорентийским монастырям и собо рам.
Возможно , он мог видеть здесь
и прекрасный памятник епископу Ор-
Женщина в желтом жакете (Амазонка)
1909
Частное собрание
со сиенского скульптора Тино де Камайно
, чья скорбно склоненная узкая
голова так поразительно напоминает
позднейшие портреты художника .
А в марте 1903 года Модильяни
уже переезжает в Венецию продол жить
занятия в Свободной школе об наженной
натуры Института изящных
иску сств Венеции. Правда, здесь
он предпочитает студенческим поста новкам
свободное и ничем не скованное
изучение натуры в кафе и местных
борделях, возможно , следуя в этом
7

Комментариев нет:

Отправить комментарий