Самое интересное в биографии Леонова то, что он никогда не предполагал стать художником или учителем. Родился Виктор Михайлович в послевоенные годы в рабочей семье, где он не был единственным ребенком. В те годы не принято было уделять особого внимания детям. Родители нечасто обращали внимание на талантливые рисунки сына (сыновей в семье было трое), и когда пришло время определиться с профессией, отец и родственники-геологи посоветовали поступить в Казанский университет на факультет «Геология нефтяных и газовых месторождений». По окончании университета молодой специалист успешно вливается в армию геологов с их романтикой дальних дорог и песнями у костра, работает в полевых условиях в местах, наделенных особой красотой, - на севере Якутии в Верхоянских горах.
Здесь впервые защемило сердце оттого, что, как ему казалось, ни фотография, ни съемка камерой не могли запечатлеть такую красоту, на какую способна только кисть художника. Может быть, тогда он впервые задумался, правильный ли сделал выбор, бросив рисовать.
Дела житейские - женился на москвичке, переехал в Москву, работал в Министерстве геологии, родились два сына, теперь он уже не мог часто отлучаться и «выезжать в поля», как это называется у геологов. У старшего, Руслана, он замечает особый дар - рисунки мальчика настолько поражают отца, что у него появляется надежда воплотить в сыне свою давнюю мечту о передаче прекрасного на полотна. Все, что только можно дать для развития таланта мальчика, в семье отдается Руслану.
Но злой рок уносит эту надежду - трагически погибает талантливый, очень красивый одиннадцатилетний мальчик. Для отца наступают скорбные, беспросветные времена, нет никаких надежд. И вдруг что-то «включилось» в душе. Он и сам до сих пор не знает, ему кажется, будто сын передал эстафету живому отцу: «Продолжи, закончи начатые мною картины».
Одним из его учителей был известный художник Борис Отаров, который помог Виктору Леонову поверить в себя. Теперь он все свое время отдает то учебе, то пленэру. А на дворе вовсю перестройка, развал в экономике, в том числе и в геологии, где еще числится формально геолог Леонов, обесценивание рубля.
Сначала, правда, очень робко, он пытается продать созданные картины. К его удивлению, очень успешным оказался этот «первый блин». Далее еще успешнее, и даже появились «лишние» деньги, потом... загородный домик. Можно бы и дальше так жить, не очень напрягаясь. Но у него нет полного удовлетворения, ему хочется покорить другие высоты. Леонов заканчивает Народную академию изобразительных искусств, а затем и курсы иконописи. И все это время создает новые работы в самых разных жанрах - от пейзажей до икон и портретов. Расширяется и круг почитателей, устраиваются персональные выставки картин, некоторые из них успешно продаются на вернисажах и в салонах Москвы. Постепенно растет и число его учеников, многие из них не только сами берут уроки, но и приводят своих детей.
Теперь уже совсем нет времени - художника рвут на части, поступает много приятных предложений, с которыми одному не справиться. В творческий процесс включаются младший сын Олег и жена Людмила. Ведь надо и к выставке подготовиться, и с учениками общаться, и с покупателями картин переговорить, и главное, о здоровье художника побеспокоиться.
Его двухкомнатная квартира уже не вмещает созданных работ. Мастерской служит кухня, все больше и чаще заглядывают почитатели, все настойчивее заявляют о себе его ученики, ждущие своего часа занятий, уроки проходят где попало.
Популярность становится запредельной, о нем уже стали говорить в школе №1089 с эстетическим уклоном (так в те 1990-е годы именовался нынешний центр), где учились дети, бравшие уроки у художника.
Наконец, сама школа пригласила Виктора Михайловича на должность преподавателя изобразительного искусства, выделила помещение для мастерской. Окончательно определилась и творческая судьба - с геологией распрощался. Как же радовались дети появлению в школе художника, ведь теперь они могли общаться с ним постоянно, а не только после школы.
Вот уже 16 лет Виктор Михайлович преподает изо в центре №1089, который стал для него вторым домом. Часто именно центр предоставляет свои помещения для выставок его картин, многие из которых «переселяются» затем на стены классов, коридоров. Но не только центр может похвастаться работами Леонова, ими любуются другие его почитатели, других квартир, домов, особняков, в том числе и за пределами России.
Москва
Ирина Соковня