четверг, 12 января 2012 г.

Сильвестр Феодосиевич ЩЕДРИН 1791 — 1830 Россия



  Недолгая жизнь Сильвестра Щедрина пришлась на то счастливое для русского искусства время, которое мы называем «пушкинской порой». Будущий художник с детства был окружен творческой атмосферой. Далекая и загадочная для многих Академия художеств была для него родным домом: отец, Федос Щедрин, был известным скульптором и адъюнкт-ректором Академии; ее профессором был дядя — прославленный пейзажист Семен Щедрин. Под его влиянием племянник рано ощутил привлекательность пейзажного жанра: «Я помню покойный дядюшка водил меня в Эрмитаж еще малинькова. Пропуская все картины, останавливался только смотреть одного Каналетта». Не было сомнений в будущем маленького Сильвестра — в девять лет, в 1800 году, он был зачислен в Воспитательное училище Академии. Ступенька за ступенькой он поднимался по лестнице академической премудрости, достигая «высших классов»: проходил натурный класс (точностью и крепостью рисунка славилась Академия) — здесь его успехи были оценены двумя серебряными медалями; затем следовало обязательное копирование «оригиналов» в Эрмитаже и Строгановской галерее (Щедрин выбрал А. ван Остаде — любовь к фламандцам и «малым» голландцам он сохранил навсегда). Он твердо решил стать пейзажистом, но учиться у дяди ему не довелось: в 1804 году тот внезапно умер, и учителями стали М.М. Иванов, возглавивший после смерти С.Ф. Щедрина ландшафтный класс, Ф.Я. Алексеев и Ж. Тома де Томон, преподававшие перспективную живопись. В завершение обучения, по заданной академическим Советом программе, требующей «представить приморский город или селение вдали, а на переднем плане изобразить стадо рогатого скота», он написал по всем правилам ландшафтного искусства — с четким делением на планы и ясным распределением цвета — Вид с Петровского острова в Петербурге (1816, ГРМ). Сильвестр Щедрин окончил Академию художеств с золотой медалью и аттестатом художника первой степени, дающими право на заграничную поездку.


Желанное заграничное пенсионерство было отложено на несколько лет — сначала из-за войны с Наполеоном, затем из-за внутренних сложностей в Академии. Наконец, в июле 1818 года трое «достойнейших представлять три знатнейшие художества» — живописец Щедрин, скульптор С.И. Гальберг и архитектор В.А. Глинка отправились в Италию. Щедрин покидал Петербург уже не начинающим художником, годы после окончания Академии не прошли даром — окрепло его мастерство, обогатился колорит, а главное, в пейзажах, написанных им в то время, появились попытки обобщить увиденное и эмоциональная окраска изображенного, возникшие под воздействием только зарождавшегося романтизма.


В Риме, полном памяти о великом прошлом, художник оставался недолго. С переездом в Неаполь для Щедрина началась едва ли не самая светлая полоса его жизни. Он был пленен морем, шумным городом, гомоном уличной жизни, столь непривычной для северянина, живописными окрестностями. Хотя на все картинах, дошедших до нас от тех лет, виден Неаполитанский залив, главное в них — не природа, а жизнь города, городской толпы. В пейзаж вторгся элемент жанра — рыбаки, торговцы, гуляющие прохожие (и среди них сам художник) изображены с сочувственной наблюдательностью и вовсе не похожи на стаффажные фигурки (Неаполь. На набережной Ривьера ди Кьяйя, 1819, ГТГ). Покинуть Неаполь Щедрина заставили политические события — революция карбонариев, подавление ее и вступление в город австрийских войск.


Классические древности Рима оставили художника равнодушным — виды, писанные по канонам академического ремесла (Колизей, 1822, ГРМ), страдают дробностью композиции, суховатой констатацией и суммарностью деталей.


Аналитическая штудия натуры углубилась в серии Водопадов в Тиволи — ряде этюдов картин, писавшихся на протяжении трех лет. От тщательной и несколько робкой проработки отдельных предметов Щедрин пришел в них к новому представлению о цельности пространства, пониманию важности непосредственного видения и работы на пленэре, к утверждению ценности конкретного вида и раскрытию через него образной величественной картины мира. Раскованную свободу живописи он обрел в видах не древнего, а нового Рима — живого и прекрасного города. Восемь раз Щедрин написал замок Святого Ангела, почти с одной и той же точки зрения изображая берег Тибра в римском квартале Трастевере, круглую башню замка Святого Ангела и собор Святого Петра вдали. От варианта к варианту увеличивалась глубина воздушной перспективы, смягчался цвет, исчезала перегруженность деталями, вернее и естественнее становилось освещение — единство изображения соответствовало целостности взгляда, ищущего красоту в повседневности окружающего.


Свет и воздух сделались героями живописи Щедрина. Вернувшись в любимый Неаполь, он писал многочисленные морские виды — гавани в Сорренто, Амальфи, Вико, Кастелламаре и Капри. В отличие от первых своих неаполитанских работ, художник не искал теперь прибежища в жанризации пейзажа, напротив, более всего его волновала внутренняя, постоянно меняющаяся жизнь природы. На картинах небо и море предстают в мягком рассеянном свете, порождающем созерцательную гармонию изображения, в богатстве бесконечных вариаций холодных или золотистых и коричневых тонов. Темная сырая глубина прибрежных гротов резко контрастирует с ослепительным солнцем; легкая прозрачная тень увитых виноградом террас сопоставлена с радостной игрой солнечных лучей — природа является перед восхищенным художником в разнообразии и гармонии собственного существования.


Давно миновал срок окончания пенсионерства, но Щедрин оттягивал возвращение в Петербург. Его пугали доходящие до него признаки изменений в Академии, рассказы о воцарившейся там формальной чиновничьей атмосфере, о подавленности и страхе, объявшем общество после восстания на Сенатской площади. К тому же он не чувствовал себя оторванным от России не только потому, что непосредственно ощущал себя принадлежащим именно русской художественной школе, но и оттого, что Италия занимала тогда особое место в русской культуре. Италия, — «земли полуденной волшебные края», по пушкинским словам, — была синонимом страны свободы, искусства, радости и упоения жизнью. Пушкин, Баратынский и Батюшков, Языков и Вяземский, Гоголь, Кипренский, Брюллов — в их творчестве звучит итальянская тема, их духовная связь с Италией несомненна.


Вернуться в Россию Щедрину помешала ранняя смерть — он умер, не достигнув и сорока лет, и память о нем, смешавшись с легендами о его жизни, долго была жива среди неаполитанских рыбаков и пастухов.


Наталья Борисовская


ИЛЛЮСТРАЦИИ


 1. Новый Рим. Замок Святого Ангела. 1824


 2. Автопортрет. 1817




3. Вид Петровского острова в Петербурге. 1816




4. В Сорренто




5. Большая гавань на острове Капри. 1827—1828






6. Набережная Мерджеллина в Неаполе. 1827




7. Веранда, обвитая виноградом. 1828


 8. Озеро Альбано в окрестностях Рима. До 1825


   
9. Вид на Неаполь. 1829






10. Грот Матроманио на острове Капри. 1827




11. Лунная ночь в Неаполе. 1828






12. Неаполь. На набережной Ривьера ди Кьяйя. 1819







Комментариев нет:

Отправить комментарий