вторник, 18 октября 2022 г.

Иван Михаил Морозовы

 Аудиогид 

Покупки в знаменитой парижской галерее Поля Дюран-Рюэля стали точкой отсчета в сложении французской части собрания Ивана Абрамовича, для которого импрессионизм был не преходящим увлечением, а неизменной константой: первой вехой истории нового искусства. Неослабевающее внимание к наследию импрессионизма помогло Морозову превратиться из богатого, но скромного собирателя, прислушивающегося к мнению консультантов, в самостоятельного коллекционера-куратора с ясно определенным подходом. Так, предводитель импрессионизма Клод Моне в морозовском собрании предстал скорее не непримиримым вожаком, а создателем спокойных монументальных композиций. А ключевыми в коллекции стали работы-манифесты, такие как «Бульвар Капуцинок» Моне или «Портрет актрисы Жанны Самари» Ренуара.

ортрет актрисы Жанны Самари» Ренуара.
Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже (1873, ГМИИ)
Пьер Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари (1877, ГМИИ)
Портретный жанр в мягкой интерпретации Огюста Ренуара стал для Морозова наиболее близким в импрессионизме. Недаром так родственны этой эстетике и заказанные самим меценатом портреты: жены, Евдокии Сергеевны Кладовщиковой, выполненный Серовым, и собственный, по воспоминаниям, написанный всего за два часа Коровиным. С этими работами семейство коллекционера словно входит в галерею образов истории нового искусства, а импрессионизм становится частью домашнего быта: недаром в морозовской личной библиотеке книги о Ренуаре получили переплеты такого же облика, что и модные дамские журналы.
Константин Коровин. Портрет Ивана Морозова (1903, ГТГ)
Валентин Серов. Портрет Евдокии Морозовой (1908, ГТГ)
Сезанн.
Alter ego
Интерес к наследию Сезанна и понимание его основополагающей роли в истории нового искусства стремительно росли в 1900-е годы, а символическими событиями в этом процессе стали две выставки Сезанна на Осенних салонах — в 1904 и 1907 годах; значительную часть работ для них предоставил легендарный торговец картинами Амбруаз Воллар. Искусный подбор произведений стал для Морозова руководством к действиям: он искал и находил возможности приобрести — в основном у того же Воллара — именно те полотна, которые видел на выставках.
Поль Сезанн. Голубой пейзаж (около 1904–1906, ГЭ)
Поль Сезанн. Персики и груши (Около 1895, ГМИИ)
В его галерею коллекционер приходил со словами «Я хочу видеть очень хорошего Сезанна» и всегда умел найти желаемое. В отношении любимого художника Морозов действовал как историк искусства и знаток, решив представить в собрании весь диапазон творчества мастера — от ранней «Сцены в интерьере» до созданного в завершающие годы жизни «Голубого пейзажа». Для этой последней картины коллекционер, порой по нескольку лет выжидавший появления на рынке нужного полотна, специально держал свободное место на стене.

Комментариев нет:

Отправить комментарий