Годы жизни: 01 июня 1858 — 14 апреля 1928 Страна рождения: Россия Всю жизнь Мария Тенишева занималась самообразованием: училась петь, рисовать, изучала древнюю эмаль и даже защитила диссертацию по этой теме. Благотворительности и меценатству она тоже посвящала много времени. Княгиня открывала школы и училища, музеи и лазареты, собирала произведения искусства и помогала молодым живописцам поступать в Академию художеств. И везде, где жила — в Париже, Петербурге, русском имении Талашкино, — Тенишева создавала культурные центры, куда съезжались деятели искусства. Ученица парижской вокальной школы Мария Тенишева (урожденная Пятковская) родилась в Петербурге в 1858 году. Ее мать вышла замуж лишь после рождения девочки, поэтому в семье отчима Морица фон Дезена ее не признали. По слухам, ее родным отцом мог быть император Александр II. Положение «незаконнорожденной» отражалось на жизни Марии Тенишевой с самого детства. Она получала домашнее образование, не испытывая нужды практически ни в чем, однако была одинока и заброшена. Девочка «беседовала» с живописными полотнами, которые висели в доме ее отчима. Она называла их «друзьями-картинами» и «благородными созданиями». В 1869 году Мария Тенишева поступила в частную женскую гимназию Марьи Спешневой — первую в России гимназию, в которой обучение велось по программам мужских реальных училищ. Поначалу, избавившись от давления матери, она училась рассеянно, постоянно шалила, но позже увлеклась русской историей, естественными науками и иностранными языками.
Меценат, коллекционер, видный деятель искусства М. К. Тенишева, 1893 | Фото: newacropol.ru и liveinternet.ru В 1876 году Тенишева окончила гимназию и вышла замуж за правоведа Рафаила Николаева. Через год у нее родилась дочь. Однако брак не был счастливым — Тенишева называла его «душной скорлупой». Спустя пять лет несчастной семейной жизни она тайно уехала в Париж вместе с дочерью и верной служанкой Лизой Грабкиной. У Марии Тенишевой был красивый голос, и она мечтала о специальном образовании. В Париже беглянка записалась в вокальную школу Матильды Меркези. Опьяненная свободой и культурной жизнью французской столицы, она посещала уроки пения и итальянского языка. Тенишева познакомилась с известными деятелями культуры того времени — Марией Савиной, Иваном Тургеневым, Антоном Рубинштейном и Константином Маковским, который написал ее первый портрет. Через год Марии Тенишевой пришлось вернуться в Россию. В этот период муж забрал у нее дочь, у самой Тенишевой начались материальные проблемы. Она поселилась в имении Талашкино Смоленской губернии со своей подругой детства Екатериной Святополк-Четвертинской. Этот «типично русский уголок», как она запишет позже, вернул Марии Тенишевой «надежды и любовь к жизни». Однако осенью того же года она вновь уехала в Париж: продолжать учебу у Меркези. В столице Франции Марии Тенишевой предложили турне по Европе, однако та отказалась: «Пение? Это — забава… Не этого хочет моя судьба». Все свободное время она проводила с Екатериной Святополк-Четвертинской. Подруги гуляли и ходили по музеям. Мария Тенишева заинтересовалась старинным искусством эмали, начала брать уроки рисования в Лувре — у художника Габриэля Жильбера. Весной 1885 года она вновь вернулась в Россию. После нескольких лет двусмысленного положения в обществе муж дал ей развод. Дочь он отдал в закрытый пансион. Тенишева снова поселилась в Талашкино — здесь они с Екатериной Святополк-Четвертинской открыли Школу грамоты для крестьянских детей. К. Коровин. Портрет княгини М. К. Тенишевой, 1899 | Фото: culture.ru Петербургская студия-мастерская и провинциальные «Русские Афины» Спустя три года Мария Тенишева уехала в Москву, чтобы изучать русскую оперу под началом Федора Комиссаржевского. Она познакомилась с Константином Станиславским и сыграла в его благотворительном спектакле.
А позднее отправилась в Петербург, где продолжила свое самообразование, посещая уроки рисования. В столице на одном из светских приемов Мария познакомилась с князем Вячеславом Тенишевым.
Слева – И. Репин. Портрет М. К. Тенишевой, 1896. Справа – Л. Боннат. Князь В. Н. Тенишев, 1896 | Фото: liveinternet.ru Начав свой путь техником железнодорожных путей, он стал крупным предпринимателем, которого за энергичность и деловитость прозвали «русским американцем». К тому времени он был не только состоятельным промышленником, но и крупным меценатом, автором книг по агрономии, этнографии. В 1892 году Мария Тенишева вышла за князя замуж. С этого момента она начала активную просветительскую деятельность. При Брянском рельсопрокатном заводе, которым руководил Вячеслав Тенишев, княгиня открыла ремесленные училища для детей рабочих, вечерние курсы, клуб. В 1894 году Мария Тенишева и Святополк-Четвертинская выкупили у разорившейся помещицы хутор Фленово — неподалеку от Талашкино. В объединенном имении открыли сельскохозяйственную школу.
В 1895 году у себя дома княгиня открыла студию-мастерскую. В ней молодые люди готовились к поступлению в Академию художеств, которой в то время руководил Репин. Спустя два года Мария Тенишева организовала в Петербурге выставку произведений западноевропейского искусства. Ценную коллекцию она собрала, путешествуя по Европе. Несколько полотен хотел выкупить Павел Третьяков, но Тенишева отказалась нарушать целостность собрания, позже она передала картины в Русский музей. В марте 1898 года Мария Тенишева стала сооснователем журнала «Мир искусства», спонсируя первые выставки мирискусников. Все свободное время княгиня посвящала изучению искусства древней эмали и даже пробовала создавать эмали сама. В провинциальном культурном центре Тенишевых — «Русских Афинах», как называли имение современники, — кипела жизнь. Там существовал свой оркестр русских народных инструментов и даже театр. В начале ХХ века Мария Тенишева решила построить во Фленово храм. В конкурсе на лучший проект победил план Сергея Малютина и Ивана Барщевского. Работы начались в 1901 году, и к 1903 году внутренней отделкой и росписью отстроенного храма Святого Духа стал заниматься близкий друг семьи Николай Рерих. «Всю свою жизнь она не знала мертвенного покоя. Она хотела знать и творить и идти вперед». Николай Рерих, «Памяти Тенишевой» В 1903 году супруг Марии Тенишевой серьезно заболел и вскоре скончался. Вместе со Святополк-Четвертинской княгиня отправилась в поездку по городам России — Владимиру, Суздалю, Костроме, Угличу, Новгороду. Во время путешествия дамы скупали старинные произведения искусства. Для выставки собранных работ в Смоленске заложили фундамент музея «Русская старина».
«Мини-Талашкино» под Парижем Прервала деятельность Тенишевой революция 1905 года. Начались волнения в ее школах, забастовки в рабочих мастерских. Горели целые деревни. «Нет сомнения, это была стихийная буря, пролетевшая над Россией. <…> Слепые, бессовестные люди… Это те, которые ратуют за народ, кричат о благе народа — и разрушают с легким сердцем то немногое, те редкие очаги культуры, которые создаются единичными тяжелыми усилиями отдельных лиц». Из книги Марии Тенишевой «Впечатления моей жизни» Княгиня приняла тяжелое решение — закрыть школу, приостановить все работы и переехать со Святополк-Четвертинской в Париж. Два следующих года, чтобы сберечь коллекции Тенишевой, их постепенно вывозили из России. Пристанище в Париже стали называть «мини-Талашкино». Как и раньше, Мария Тенишева изучала эмаль и начала записывать свои наблюдения в виде исследовательской работы. В 1906–1907 годах Париж захватила мода на русское. В дополнение к выставке Сергея Дягилева и готовящимся Русским сезонам, Тенишева представила парижанам традиционное искусство России на специальной выставке. Экспозиция стала настолько популярной, что коллекции выставлялись практически полгода в четырех залах Лувра, а во французской моде и ювелирном искусстве тех времен появились русские мотивы. В 1908 году подруги, тосковавшие по родине, вернулись в Россию. За два с половиной года Талашкино пришло в запустение. В книге «Впечатления моей жизни» Мария Тенишева писала: «Я же теперь живу на кладбище. Куда ни взглянешь: направо — бывшая мастерская, налево — замолкший, заглохший театр, свидетель былого оживления и веселья, там за лесом — бывшая школа…» Княгиня пыталась возродить свое имение, а параллельно спонсировала открытие высших учебных заведений в Смоленске. В Талашкино вновь собирались друзья: Игорь Стравинский и Николай Рерих работали там над балетом «Весна священная». В 1912 году Тенишевский музей в Смоленске посетил Николай II. С началом Первой мировой войны работы по обустройству Талашкино прекратились. В Смоленске Мария Тенишева открыла лазарет для раненых. Сама княгиня работала над диссертацией «Эмаль и инкрустация», которую защитила в 1916 году. Однако военная обстановка сказывалась на ее эмоциональном состоянии. В 1918 году княгини Тенишева и Святополк-Четвертинская через Крым выехали во Францию. Небольшая вилла в местечке Воскрессон под Парижем снова стала русским культурным центром, в который приезжали деятели искусства. Княгиня по-прежнему тяжело переживала разлуку с Россией. Она начала писать мемуары, которые позже опубликовала Екатерина Святополк-Четвертинская. Марии Тенишевой не стало в 1928 году. Ее похоронили на кладбище Сен-Клу. Каменное надгробие на ее могиле выполнил Иван Билибин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий