Джамбаттиста Тьеполо. «Время, открывающее Истину»
Первоначально эта работа предназначалась для одного из дворцов Карло Корделлины (1703–1794), лучшего венецианского адвоката, имевшего несколько резиденций: в Венеции на кампо Сан Маурицио, в Виченце на улице Страделла Пьянколи, а с 1776 года – на улице Контра Риале, также у него была вилла в Монтеккьо Маджоре.
На арку, образованную коричнево-розовыми облаками, Тьеполо водружает устало поникшую фигуру крылатого старца, олицетворяющую Время. «Летит невосстановимое время», – пишет Чезаре Рипа в своей «Иконологии», и мы узнаем этого персонажа по соответствующим атрибутам – косе и змее под ногами; его полная противоположность – возлежащая рядом девушка – олицетворяет Истину. Другой канонический герой этой сцены, Неведение, как бы играет второстепенную роль в композиции, будучи помещенным в правой части картины, откуда он устремляется вниз. Аллегорическая тема раскрывается в остроумной и живой форме: Время, рядом с которым лежит большая коса, приказывает одному из маленьких амуров перевернуть песочные часы, в то время как девушка остается безразличной и к старцу, и к зеркалу, в котором она отражается. Через фигуры Истины и Неведения передается ощущение недолговечности, переживание красоты и ее обманчивости. А вместе с тоской, порожденной исчезающей красотой, приходит осознание конца истории и неотвратимости бега времени.
Для этой живописи характерна особая светоносность цвета, удивительно реализованная красками пастельных тонов, – именно она определила успех Тьеполо на Берийских холмах во второй половине сороковых годов XVIII века.
На арку, образованную коричнево-розовыми облаками, Тьеполо водружает устало поникшую фигуру крылатого старца, олицетворяющую Время. «Летит невосстановимое время», – пишет Чезаре Рипа в своей «Иконологии», и мы узнаем этого персонажа по соответствующим атрибутам – косе и змее под ногами; его полная противоположность – возлежащая рядом девушка – олицетворяет Истину. Другой канонический герой этой сцены, Неведение, как бы играет второстепенную роль в композиции, будучи помещенным в правой части картины, откуда он устремляется вниз. Аллегорическая тема раскрывается в остроумной и живой форме: Время, рядом с которым лежит большая коса, приказывает одному из маленьких амуров перевернуть песочные часы, в то время как девушка остается безразличной и к старцу, и к зеркалу, в котором она отражается. Через фигуры Истины и Неведения передается ощущение недолговечности, переживание красоты и ее обманчивости. А вместе с тоской, порожденной исчезающей красотой, приходит осознание конца истории и неотвратимости бега времени.
Для этой живописи характерна особая светоносность цвета, удивительно реализованная красками пастельных тонов, – именно она определила успех Тьеполо на Берийских холмах во второй половине сороковых годов XVIII века.
Джандоменико Тьеполо. «Усекновение главы Иоанна Предтечи»
Великолепное полотно «Усекновение главы Иоанна Предтечи» Джандоменико Тьеполо – произведение настолько же самостоятельное, насколько вдохновленное уроками Джамбаттисты. Джандоменико не раз обращался к картинам отца на сюжет «Мученичество святой Агаты», и в данном случае молодой художник, развивая тот же композиционный мотив, придает ему ярко выраженную эмоциональную окраску. В результате появляется творение возвышенно патетического содержания; вся мощь образа сосредоточена в тщательно выписанной фигуре Крестителя: его блестящие глаза и нос, чуть оттененный красным, контрастно выделяются при сравнении с землистым цветом плоти, а весь облик говорит о полном принятии того, что должно сейчас произойти. Святой окутан светом, неотделимым от тени, что отсылает нас к живописи Рембрандта, но при этом реализовано с помощью венецианской палитры, – это показала недавно завершенная реставрация, обнаружившая удивительные тональные переходы и великолепное изящество мазка. В совершенстве это воплощено в изображении одежд палача и самого святого, а также в призрачных, едва различимых лицах персонажей в глубине картины, подглядывающих за происходящим из-за решетки на окне камеры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий