вторник, 7 июня 2016 г.

Питер Пауль Рубенс. Воскресение Христа


Из цикла «Возрожденные шедевры»

C 7 июня 2016 года в Главном штабе открыта выставка “Питер Пауль Рубенс «Воскресение Христа»”. Из цикла «Возрожденные шедевры».
Впервые за 80 лет публика увидит отреставрированное полотно великого фламандского живописца XVII века из собрания Государственного Эрмитажа. До 1934 года картина находилась в Троицком соборе Александро-Невской лавры и была известна лишь по немногочисленным описаниям.  

Картина Рубенса, написанная художником в 1610-1611 годах,  приобретена императрицей Екатериной II. В 1794 году она пожертвовала ее в числе других произведений иностранных мастеров собору Александро-Невской лавры, построенному незадолго до того. «Воскресение Христа», более ста лет украшавшее алтарную часть храма, оказалось вне поля зрения специалистов и в научный оборот не вошло. После закрытия собора в 1934 году полотно было передано в Эрмитаж накатанным на вал, и почти 80 лет оставалось недоступным для изучения. Только в 2012 году, после открытия Реставрационно-хранительского центра Эрмитажа в «Старой Деревне», стало технически возможным снять с вала картину огромных размеров (482х278 см) и приступить к ее восстановлению.

Реставрация осуществлялась в Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа и продолжалась около трех лет. К работе были привлечены восемь художников-реставраторов под руководством Виктора Коробова, заведующего Лабораторией. Большие размеры холста, сильно покоробленного вследствие долгого пребывания на валу, значительное число разновременных старых потемневших записей, перекрывавших утраты авторской живописи, а также наличие слоев сильно потемневшего и загрязненного лака обусловили сложность реставрации. Расчистка картины от посторонних записей позволила выявить авторскую живопись, стиль которой вполне согласуется с живописной манерой Рубенса первых лет по его возвращении из Италии в Антверпен в декабре 1608 года. Резкие ракурсы фигур, атлетические тела с преувеличенно развитой мускулатурой, предельно усложненные движения, – все это отличает работы Рубенса, созданные в период утверждения его как величайшего мастера Антверпена.

В ходе реставрации стало ясно, что Рубенс картину не закончил, остановившись на подмалевке и корпусных прописках в нижней части полотна. Наиболее проработанными оказались торс Христа и фигуры двух стражников внизу на переднем плане слева. Голова Христа осталась в подмалевке. Внизу, на переднем плане композиции, бросается также в глаза заметная разница в проработанности правой руки и оставшегося в подмалевке кулака стражника, опирающегося на щит.

Как выяснилось еще на ранних этапах реставрации, «Воскресение Христа» сохранилось не в своем первоначальном виде. Картина обрезана справа и имеет три надставки (сделанные позднее, но в XVII веке): две узких – горизонтальную и вертикальную – и одну широкую закругленную. Первоначальный формат картины был прямоугольным. У его левого края, наверху, была помещена фигура Христа, а внизу –  скорчившегося на земле стражника, заслонившего лицо рукой от яркого света. Справа всю композицию замыкала фигура бегущего стражника в панцире. Эта фигура первоначально была изображена полностью, что может подтвердить подготовительный рисунок (музей Бойманса - ван Бёнингена, Роттердам), содержащий изображение ног стражника и его согнутой в локте руки, сжимающей рукоятку меча. До сих пор исследователи не могли привязать этот набросок ни к одной картине. Стражник бежал прямо на Христа. Вероятно, для того, чтобы нейтрализовать этот агрессивный мотив, фигура стражника впоследствии была частично срезана, а оригинальный формат картины изменен. В итоге фигура Христа оказалась смещенной от края к центральной оси картины и, таким образом, заняла главенствующее место не только по смыслу, но и по геометрическому положению в композиции.  

По некоторым косвенным фактам можно предположить, что картина большого формата была заказана Рубенсу для старого главного алтаря Доминиканской церкви в Антверпене (ныне церковь Св. Павла) приором монастыря Михаэлем Офовиусом, но во время написания Рубенсом «Воскресения Христа» заказчика направили на службу в другой город. Занявший его место Иоанн Бокетиус, скорее всего, имел свое представление об оформлении церкви, и заказал художнику картины меньшего формата и на иные сюжеты. Возможно, именно поэтому «Воскресение Христа» не было дописано. 

Над реставрацией картины Рубенса работали художники-реставраторы Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа: С. Богданов, В. Бровкин, П. Давыдов, В. Коробов (заведующий Лабораторией), А. Крупенко, М. Лапшин, А. Никольский, А. Цветков и Д. Шевченко. 

Куратор выставки – Наталья Ивановна Грицай, кандидат искусствоведения, заведующая сектором живописи XIII-XVIII веков Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий