воскресенье, 1 марта 2015 г.

Испанская живопись XV - начала XVIII вв.



 




В Эрмитаже хранится большое собрание картин старых испанских мастеров, разнообразное по составу и включающее произведения всех великих художников - Эль Греко, Риберы, Сурбарана, Веласкеса, Мурильо, Гойи. Коллекция создавалась в основном с 1760-х до 1850-х годов, позднее поступления были случайными. В залах экспонируются не все картины, многие находятся в фондах и выставляются периодически.

В искусстве Испании XV - начала XVI века господствовал стиль интернациональной готики. Среди произведений этого периода высоким уровнем исполнения выделяются доски конца XV века "Положение во гроб" Неизвестного художника кастильской школы и "Св. Себастьян и св. Фабиан" Неизвестного художника арагонской школы, а также "Встреча св. Иоакима и св. Анны у Золотых ворот", созданная ок. 1520 года валенсийским мастером Пабло де Сан Леокадио (1447-1520). В середине XVI века ведущим художником Валенсии был Хуан де Хуанес (1510(?)-1579). К лучшим его работам в собрании относится "Богоматерь с младенцем Христом, детьми Иоанном Крестителем, Иоанном Евангелистом и ангелом".

Большой популярностью во второй половине XVI века пользовался в Испании Луис де Моралес (ок. 1515-1586). Он представлен в Эрмитаже двумя превосходными работами - "Богоматерь с Младенцем" и "Скорбящая Богоматерь". В 1576 году в Испанию приехал Доменикос Теотокопулос, по прозвищу Эль Греко (1542-1614) - уроженец острова Крит, много лет проживший в Италии, он вошел в историю как великий испанский художник. Его полотно "Апостолы Петр и Павел", шедевр собрания, относится к первому периоду деятельности художника на Иберийском полуострове.

В конце XVI столетия главным художественным центром Испании становится королевский двор с резиденциями в Мадриде и Эскориале.
 Там начинал работать Франсиско Рибальта
 (1565-1682), впоследствии переехавший
 в Валенсию и там прославившийся. 
В Эрмитаже находятся редкие ранние работы 
мастера, среди них - "Пригвождение к кресту"

Залы:
240
Школа:
Название:
Пригвождение к кресту
Место создания:
Время создания:
Техника:
холст, масло
 и "Мученичество св. Екатерины".

 Большое развитие при испанском дворе получил портрет. Создание школы придворных портретистов связано с Алонсо Санчесом Коэльо (ок. 1531/2-1588),
null
Алонсо Санчес Коэльо
«Портрет инфанты Каталины Микаэлы Австрийской»
Между 1582-1585 гг.
 автором "Портрета инфанты Каталины Микаэлы Австрийской".
 Кисти ученика Санчеса Коэльо, 
Хуана Пантохи де ла Круса (1553-1608) принадлежит "Портрет Диего де Вильямайора".

В испанской живописи начала XVII века сильны были реалистические тенденции.

 Они проявились в картинах Педро Орренте (1580-1645) "Чудо с хлебом и рыбами" и Хуана Баутиста
 дель Маино (1580-1649) 
...
"Поклонение пастухов". 

  В этом русле развивалось творчество
 Хусепе де Риберы (1591-1652), одного из лучших западноевропейских мастеров. 
Он начинал обучаться в Валенсии, в молодости уехал в Италию и почти всю жизнь прожил в Неаполе - городе, входившем тогда в испанские владения. 
Рибера стал последователем караваджизма, демократического направления в живописи,
 с характерным для него использованием 
резких контрастов света и тени. 
В этой манере написаны "Св. Иероним и ангел"
...
 и "Св. Себастьян и cв. Ирина". 
Позднее живопись мастера стала более мягкой, с градацией оттенков в палитре - такая, 
как в
...
 работе "Св. Онуфрий".

Многих выдающихся художников дала Испании Севилья. Здесь родился и создавал свои первые

 произведения великий Диего Веласкес
 (1599-1660), потом переехавший в Мадрид
 на должность приближенного живописца 
короля. 
В собрании есть две его ранние работы,
...
 "Мужская голова в профиль" и

 "Завтрак". 

 Значительно позднее, при дворе создан
...
 "Портрет графа-герцога Оливареса",
 первого министра. 

  Кроме того, в Эрмитаже находятся еще
 четыре работы мастерской художника и его последователей.

  Севилья была родиной Франсиско де

 Сурбарана (1598-1664), украсившего
 замечательными полотнами церкви и
 монастыри города. 
Многие из них впоследствии вывезли из страны. К их числу принадлежат "Сан Фернандо",

 "Св. Лаврений",
...
 "Отрочество Богоматери".
 В Севилье обучался и долго жил Алонсо 
Кано (1601-1667), работавший также в
 Мадриде и Гранаде, создатель впечатляющего "Распятия" и ряда других произведений хранящихся в Эрмитаже.

Наконец, к прославленным севильским мастерам принадлежит Бартоломе Эстебан Мурильо

 (1617-1682), которого в Европе XVIII и XIX 
веков ценили больше всех других испанских 
живописцев.
 Эрмитажное собрание картин Мурильо очень
 богато, оно содержит девятнадцать
 оригиналов и, кроме того, работы мастерской и круга художника. 
 В ранних произведениях Мурильо
 отразилось влияние Риберы,
 в частности в "Поклонении пастухов".
 Картины зрелого периода творчества, 
например "Убийство инквизитора Педро
 де Арбуэса", свидетельствуют о формирование стиля декоративного барокко. 

Наиболее позднее полотно, "Непорочное Зачатие ("Уолпола")" изяществом рисунка, изысканностью палитры и легкостью кисти предвосхищает стиль рококо. В грандиозных полотнах "Благословение Иакова" и "Сон Иакова" проявилось блестящее мастерство пейзажа. Одной из лучших жанровых картин является
 "Мальчик с собакой".

Мадридская живопись середины и второй

 половины XVII века представлена в
 собрании работами Франсиско Кольянтеса,
 Антонио Пуги, Антонио Переды,
 Хосе Антолинеса, Матео Сересо и ряда
 других художников.
   Произведений XVIII века немного, среди
 них - портреты королевской семьи: 
Карлоса III, его сына Карлоса, принца Астурийского и супруги последнего - Марии Луизы, принцессы Пармской кисти Мариано Сальвадора Маэльи (1739-1819). 

  Единственное полотно Франсиско де Гойи
 (1746-1828) - 

"Портрет актрисы Антонии Сарате", созданный в 1810-1811 годах, выходит уже в начало XIX столетия.

Всего эрмитажная коллекция испанских 

картин XV - начала XIX века насчитывает 
более ста шестидесяти полотен и является
 самой многочисленной за пределами
 Испании.



Комментариев нет:

Отправить комментарий