ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА прозвище Пьеро ди Бенедетто или Пьеро даль Борго , Piero diBenedetto ou Piero da! Borgo, dit
(ок. 1416, Борго Сан-Сеполькро - 1492, там же)
Итальянский художник и математик.
Пьеро делла Франческа - самый круп-
ный итальянский художник зрелого
кватроченто, которому мы обязаны
первыми и самыми последовательными
попытками применить в живописи ли-
нейную перспективу. Впервые он упо-
минается во Флоренции 7 сентября
1439 в качестве помощника Доменико
Венециано при исполнении фресок в
хоре ц. Сант Эджидио, от которых
сохранились лишь незначительные
фрагменты.
В 1442 он становится го-
родским советником в Борго Сан-Се-
полькро (вошедшего во владения Фло-
ренции в результате битвы при Анги-
ари в 1441).
В 1445, спустя год
после того, как Сассетта закончил
свой <Алтарь св. Франциска>, зака-
занный ему в 1437 для ц. Сан-Фран-
ческо в Борго, братство Мизерикор-
дии заказало Пьеро полиптих <Мадон-
на делла Мизерикордия> (Мадонна в
центре, святые - на боковых створ-
ках и на пилястрах, <Благовещение>
и <Распятие> наверху; ныне - Борго
Сан-Сеполькро, Коммунальная пинако-
тека), завершенный, вероятно, толь-
ко в 1462. Самые ранние части этого
произведения очень близки манере
Мазаччо. Этим же временем датирует-
ся начало работы Пьеро у Федериго
да Монтефельтро, ставшего правите-
лем Урбино в 1445.
Три фигуры на
первом плане картины <Бичевание
Христа> (Урбино, Нац. гал. Марке)
намекают на заговор, в результате
которого в 1444 был убит Одданто-
нио, сводный брат Федериго. Юный
Оддантонио представлен здесь между
двумя заговорщиками, которые приве-
ли его к погибели и которые его мо-
рально бичевали, как римляне биче-
вали Христа. Картина, таким обра-
зом, имеет памятный характер и была
создана, вероятно, через год или
два после заговора. Стилистически
она связана со <Св. Иеронимом> (Ве-
неция, гал. Академии), написанным
для Джироламо ди Агостино Амади по
случаю поездки на север Италии (ок.
1449), во время которой Пьеро, ве-
роятно, написал фрески в Ферраре
для Лионелло д'Эсте. Эти фрески не
сохранились, но, безусловно, они
сыграли важную роль в развитии фер-
рарской школы (Галассо, Тура, Кос-
са). В 1451 Пьеро пишет фреску с
изображением св. Сигизмунда и Сид-
жизмондо Малатеста (Римини, Темпио
Малатестиано), которая воспроизво-
дит схему венецианской картины, но
профиль Малатесты и вид сквозь оку-
люс на замок на втором плане близки
знаменитому двойному портрету гер-
цога Федериго да Монтефельтро и
герцогини Урбинских (Флоренция,
Уфф1.^л), ^ котором герцог и его
жена изображены в профиль на фоне
широкого пейзажа. На обороте <Три-
умфы> супругов разворачиваются так-
же на фоне грандиозного вида гор,
рек и долин. По мнению некоторых
исследователей, Федериго да Монте-
фельтро (1422-1482) изображен здесь
со своей первой женой, Джентиле
Бранкалеоне, вышедшей за него замуж
в 1437 и умершей в 1457; другие ут-
верждают, напротив, что речь идет о
второй жене герцога, Баттисте Сфор-
ца (1446- 1472), на которой он же-
нился в 1460. В первом случае про-
изведение должно датироваться
где-то между 1450 (год, когда гер-
цог потерял глаз в турнире) и 1457;
во втором - между 1460 и 1466, ког-
да портрет упоминается в латинском
стихотворении гуманиста Ферабо.
В 1452 умер Биччи ди Лоренцо, кото-
рому были поручены фрески в хоре ц.
Сан-Франческо в Ареццо; он успел
только завершить работу над частью
свода. Завершение росписи было за-
казано Пьеро, и в 1452- 1459 он
создал знаменитый цикл, посвященный
<Истории животворящего креста>. По
мнению некоторых ученых, фреска
<Воскресение Христа> (Борго Сан-Се-
полькро, Коммунальная пинакотека)
принадлежит к более позднему време-
ни. 4 октября 1454 Пьеро получает
заказ на полиптих для главного ал-
таря ц. Сант-Агостино в Борго (за-
кончен в 1469). Сейчас его части,
за исключением утраченной централь-
ной (на ней была изображена, веро-
ятно, Мадонна), хранятся в разных
собраниях. Левая - <Св. Августин>
(Лиссабон, Нац. музей старинного
искусства) и <Св. Михаил> (Лондон,
Нац. гал.) - выполйена, частично,
помощниками; на правой изображены
св. Андрей (Нью-Йорк, собрание
Фрик) и св. Никояа да Толентино
(Милан, музей Польди-Пеццоли).
Известны и изображения святых, распо-
лагавшихся прежде на пилястрах
(Нью-Йорк, собрание Фрик; Вашинг-
тон, Нац. гал.); в центре пределлы
находилось <Распятие>, сохранившее-
ся очень плохо (Нью-Йорк, собрание
Фрик).
В Риме Пьеро впервые побывал, веро-
ятно, еще при папе Николае V (до
1455); во всяком случае, как свиде-
тельствует из документов, 12 апреля
1459 он поступает на службу к папе
Пию II. Из произведений, исполнен-
ных художником в Риме, сохранилась
только одна фреска с изображением
св. Луки (ц. СантаМария Маджоре),
но она, возможно, оказала значи-
тельное влияние на творчество таких
художников, как Антониаццо Романо,
Лоренцо да Витербо и Мелоццо да
Форли. 20 декабря 1466 конгрегация
Нунциаты в Ареццо заказывает Пьеро
штандарт с изображением <Благовеще-
ния> (не сохранился). В 1467 худож-
ник занимается общественной дея-
тельностью в Борго. В 1468 он поки-
дает город, в котором разразилась
чума, и укрывается в Бастии, где и
заканчивает работу над штандартом с
<Благовещением>. В 1469 он гостит в
Урбино у Джованни Санти, отца Рафа-
эля, о чем свидетельствуют докумен-
ты. В течение последних лет худож-
ник чаще всего находился в Борго,
где создал несохранившиеся фрески в
капелле делла Мадонна ди Бадиа
(плату за работу он получает 13 ап-
реля 1474) и где лично следил за
снятием и перенесением фрески
<Воскресение Христа> (1474). В этот
период у Пьеро возникает большой
интерес к нидерландской живописи,
что связано, вероятно, с приездом в
Урбино Йоса ван Гента, приглашенно-
го Федериго да Монтефельтро. Новая
тенденция - соперничество с рафини-
рованной северной живописью - обна-
руживается уже в полиптихе из Нац.
гал. Умбрии в Перудже (<Мадонна с
младенцем и четырьмя святыми>, на-
верху - <Благовещение>, и в предел-
ле - сцены из жизни св. Антония Па-
дуанского, св. Франциска и св. Ели-
заветы) и, особенно, в <Мадонне из
Синигальи> (Урбино, Нац. гал. Мар-
ке). Свет, проникающий сквозь окна,
четко обрисовывает пространство,
золотит атмосферу, обрамляя младен-
ца естественным ореолом сияющих в
контражуре волос; благодаря эффекту
освещения картина представляет со-
бой удивительный синтез визуальных
наблюдений и геометрических постро-
ений.
Алтарная картина из пинакотеки Бре-
ра в Милане, изображающая Мадонну с
младенцем, шестью святыми, четырьмя
ангелами и заказчиком Федериго да
Монтефельтро, датируется 1472-1474.
<Мадонна с младенцем и четырьмя ан-
гелами> (Уильямстаун, Художествен-
ный институт Кларка) относится, ве-
роятно, к тому же времени. Более
текучая фактура, смещенная в сторо-
ну точка схода, более высокая линия
горизонта - все это смягчает бесс-
трастность, присущую образам святых
в раннем творчестве, и в частности
образу Христа в <Крещении> (Лондон,
Нац. гал.), <Бичевании> (Урбино,
Нац. гал. Марке) и <Воскресении>
(Борго Сан-Сеполькро, Коммунальная
пинакотека). Величественный тон
становится более непринужденным и
напоминает будущие <Св. собеседова-
ния> Беллини и его школы. В 1478
Пьеро вновь находится в Борго, где
получает заказ от братства Мизери-
кордии на фреску с изображением Ма-
донны (не сохранилась). В 1480-1482
он возглавляет братство св. Варфо-
ломея в Борго. 22 апреля 1482 он
снимает в Римини дом с садом, что
означает долгое пребывание в этом
городе, о котором, однако, у нас
нет никаких свидетельств. 5 мая
1487 он составляет завещание, по
которому его наследниками стали его
брат или, в случае его смерти, его
дети. В 1486 он ослеп, а 12 октября
1492 умер в Борго Сан-Сеполькро.
Теоретические труды Пьеро обычно
относят к последним годам его жиз-
ни; трактат <De prospectiva pingen-
di> написан до 1482, a <Libellus de
quinque corporibus regularibus>, в
котором затрагиваются проблемы пра-
вильных тел - несколько позже; он
посвящен герцогу Урбинскому Гвидо-
бальдо делла Ровере. Третий трактат
Пьеро - математический (<Del aba-
co>) - до сих пор не издан.
Среди важнейших произведений, кото-
рые приписывают Пьеро, следует наз-
вать <Св. Иеронима> (1450, Бер-
лин-Далем, музей), <Мадонну дель
Парто> (фреска в капелле дель Чими-
теро в Монтерки), <Рождество> (Лон-
дон, Нац. гал.) и <Портрет Сиджиз-
мондо Малатеста> (Париж, Лувр).
Влияние художника было огромным.
Оно проявилось не только в твор-
честве его ближайших соотечествен-
ников (Бартоломео делла Гатта,
Синьорелли, Перуджино) и художни-
ков, работавших в местах, где он
бывал (Флоренция, Феррара и особен-
но Рим), но гораздо шире. По мнению
Р. Лонги, творчество художника не-
сет в себе новые принципы видения и
геометрии объемов и их расположения
в пространстве с помощью строгих
пластических построений и нового
понимания света. Вслед за Перуджино
уроками Пьеро воспользовался Рафа-
эль. Окончательным становлением
своего творчества ему обязаны Анто-
нелло да Мессина и Джованни Белли-
ни. Искусство Фуке и даже Картона
нельзя рассматривать вне связи с
теми идеями, которые разрабатывали
Доменико Венециано и Пьеро делла
Франческа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий