понедельник, 23 февраля 2015 г.

Piero della Francesca

ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА прозвище Пьеро ди Бенедетто или Пьеро даль Борго Piero diBenedetto ou Piero da! Borgo, dit
(ок. 1416, Борго Сан-Сеполькро - 1492, там же)

Итальянский художник и математик.
Пьеро делла Франческа - самый круп-
ный  итальянский  художник  зрелого
кватроченто,  которому  мы  обязаны
первыми и самыми  последовательными
попытками  применить в живописи ли-
нейную перспективу. Впервые он упо-
минается  во  Флоренции  7 сентября
1439 в качестве помощника  Доменико
Венециано  при  исполнении фресок в
хоре  ц.  Сант Эджидио,  от  которых
сохранились   лишь   незначительные
фрагменты.
 В 1442 он становится го-
родским  советником в Борго Сан-Се-
полькро (вошедшего во владения Фло-
ренции в результате битвы при Анги-
ари в 1441). 
 В  1445,  спустя  год
после  того,  как Сассетта закончил
свой <Алтарь св.  Франциска>, зака-
занный ему в 1437 для ц.  Сан-Фран-
ческо в Борго,  братство Мизерикор-
дии заказало Пьеро полиптих <Мадон-
на делла Мизерикордия>  (Мадонна  в
центре,  святые - на боковых створ-
ках и на пилястрах,  <Благовещение>
и <Распятие> наверху;  ныне - Борго
Сан-Сеполькро, Коммунальная пинако-
тека), завершенный, вероятно, толь-
ко в 1462. Самые ранние части этого
произведения  очень  близки  манере
Мазаччо. Этим же временем датирует-
ся  начало  работы Пьеро у Федериго
да Монтефельтро,  ставшего правите-
лем  Урбино  в 1445. 

 Три фигуры на
первом  плане  картины   <Бичевание
Христа> (Урбино,  Нац.  гал. Марке)
намекают на заговор,  в  результате
которого  в  1444 был убит Одданто-
нио,  сводный брат  Федериго.  Юный
Оддантонио  представлен здесь между
двумя заговорщиками, которые приве-
ли его к погибели и которые его мо-
рально бичевали,  как римляне биче-
вали Христа.  Картина,  таким обра-
зом, имеет памятный характер и была
создана,  вероятно,  через  год или
два после  заговора.  Стилистически
она связана со <Св. Иеронимом> (Ве-
неция,  гал.  Академии), написанным
для  Джироламо ди Агостино Амади по
случаю поездки на север Италии (ок.
1449),  во время которой Пьеро, ве-
роятно,  написал фрески  в  Ферраре
для Лионелло д'Эсте.  Эти фрески не
сохранились,  но,  безусловно,  они
сыграли важную роль в развитии фер-
рарской школы (Галассо,  Тура, Кос-
са).  В  1451  Пьеро пишет фреску с
изображением св.  Сигизмунда и Сид-
жизмондо Малатеста (Римини,  Темпио
Малатестиано),  которая воспроизво-
дит схему венецианской картины,  но
профиль Малатесты и вид сквозь оку-
люс на замок на втором плане близки
знаменитому двойному портрету  гер-
цога  Федериго  да  Монтефельтро  и
герцогини   Урбинских   (Флоренция,
Уфф1.^л),  ^  котором  герцог и его
жена изображены в профиль  на  фоне
широкого пейзажа.  На обороте <Три-
умфы> супругов разворачиваются так-
же  на  фоне грандиозного вида гор,
рек и долин.  По  мнению  некоторых
исследователей,  Федериго да Монте-
фельтро (1422-1482) изображен здесь
со  своей  первой  женой,  Джентиле
Бранкалеоне, вышедшей за него замуж
в 1437 и умершей в 1457; другие ут-
верждают, напротив, что речь идет о
второй жене герцога, Баттисте Сфор-
ца (1446- 1472),  на которой он же-
нился в 1460.  В первом случае про-
изведение    должно    датироваться
где-то между 1450 (год,  когда гер-
цог потерял глаз в турнире) и 1457;
во втором - между 1460 и 1466, ког-
да портрет упоминается в  латинском
стихотворении гуманиста Ферабо.
В 1452 умер Биччи ди Лоренцо, кото-
рому были поручены фрески в хоре ц.
Сан-Франческо  в  Ареццо;  он успел
только завершить работу над  частью
свода.  Завершение росписи было за-
казано Пьеро,  и в  1452-  1459  он
создал знаменитый цикл, посвященный
<Истории животворящего креста>.  По
мнению   некоторых  ученых,  фреска
<Воскресение Христа> (Борго Сан-Се-
полькро,  Коммунальная  пинакотека)
принадлежит к более позднему време-
ни.  4  октября 1454 Пьеро получает
заказ на полиптих для главного  ал-
таря ц.  Сант-Агостино в Борго (за-
кончен в 1469).  Сейчас его  части,
за исключением утраченной централь-
ной (на ней была изображена,  веро-
ятно,  Мадонна),  хранятся в разных
собраниях.  Левая - <Св.  Августин>
(Лиссабон,  Нац.  музей  старинного
искусства) и <Св.  Михаил> (Лондон,
Нац.  гал.) - выполйена,  частично,
помощниками;  на правой  изображены
св.   Андрей   (Нью-Йорк,  собрание
Фрик) и  св.  Никояа  да  Толентино
(Милан,  музей Польди-Пеццоли).

 Известны и изображения святых, распо-
лагавшихся   прежде   на  пилястрах
(Нью-Йорк,  собрание Фрик;  Вашинг-
тон,  Нац. гал.); в центре пределлы
находилось <Распятие>, сохранившее-
ся очень плохо (Нью-Йорк,  собрание
Фрик).
В Риме Пьеро впервые побывал, веро-
ятно,  еще  при  папе Николае V (до
1455); во всяком случае, как свиде-
тельствует из документов, 12 апреля
1459 он поступает на службу к  папе
Пию II.  Из произведений, исполнен-
ных художником в Риме,  сохранилась
только  одна  фреска с изображением
св.  Луки (ц.  СантаМария Маджоре),
но  она,  возможно,  оказала значи-
тельное влияние на творчество таких
художников,  как Антониаццо Романо,
Лоренцо да  Витербо  и  Мелоццо  да
Форли.  20 декабря 1466 конгрегация
Нунциаты в Ареццо заказывает  Пьеро
штандарт с изображением <Благовеще-
ния> (не сохранился). В 1467 худож-
ник  занимается  общественной  дея-
тельностью в Борго. В 1468 он поки-
дает  город,  в котором разразилась
чума,  и укрывается в Бастии, где и
заканчивает работу над штандартом с
<Благовещением>. В 1469 он гостит в
Урбино у Джованни Санти, отца Рафа-
эля, о чем свидетельствуют докумен-
ты.  В течение последних лет худож-
ник чаще всего находился  в  Борго,
где создал несохранившиеся фрески в
капелле  делла  Мадонна  ди   Бадиа
(плату за работу он получает 13 ап-
реля 1474) и где  лично  следил  за
снятием   и   перенесением   фрески
<Воскресение Христа> (1474). В этот
период  у  Пьеро  возникает большой
интерес к  нидерландской  живописи,
что связано, вероятно, с приездом в
Урбино Йоса ван Гента, приглашенно-
го Федериго да Монтефельтро.  Новая
тенденция - соперничество с рафини-
рованной северной живописью - обна-
руживается уже в полиптихе из  Нац.
гал.  Умбрии  в Перудже (<Мадонна с
младенцем и четырьмя святыми>,  на-
верху - <Благовещение>, и в предел-
ле - сцены из жизни св. Антония Па-
дуанского, св. Франциска и св. Ели-
заветы) и,  особенно, в <Мадонне из
Синигальи> (Урбино,  Нац. гал. Мар-
ке). Свет, проникающий сквозь окна,
четко   обрисовывает  пространство,
золотит атмосферу, обрамляя младен-
ца  естественным  ореолом сияющих в
контражуре волос; благодаря эффекту
освещения  картина представляет со-
бой удивительный синтез  визуальных
наблюдений и геометрических постро-
ений.
Алтарная картина из пинакотеки Бре-
ра в Милане, изображающая Мадонну с
младенцем, шестью святыми, четырьмя
ангелами  и  заказчиком Федериго да
Монтефельтро, датируется 1472-1474.
<Мадонна с младенцем и четырьмя ан-
гелами> (Уильямстаун,  Художествен-
ный институт Кларка) относится, ве-
роятно,  к тому же  времени.  Более
текучая фактура, смещенная в сторо-
ну точка схода, более высокая линия
горизонта  - все это смягчает бесс-
трастность, присущую образам святых
в раннем творчестве,  и в частности
образу Христа в <Крещении> (Лондон,
Нац.  гал.),  <Бичевании>  (Урбино,
Нац.  гал.  Марке) и  <Воскресении>
(Борго Сан-Сеполькро,  Коммунальная
пинакотека).   Величественный   тон
становится  более  непринужденным и
напоминает будущие <Св. собеседова-
ния>  Беллини  и его школы.  В 1478
Пьеро вновь находится в Борго,  где
получает  заказ от братства Мизери-
кордии на фреску с изображением Ма-
донны (не сохранилась). В 1480-1482
он возглавляет братство св.  Варфо-
ломея  в  Борго.  22 апреля 1482 он
снимает в Римини дом с  садом,  что
означает  долгое  пребывание в этом
городе,  о котором,  однако,  у нас
нет  никаких  свидетельств.  5  мая
1487 он  составляет  завещание,  по
которому его наследниками стали его
брат или,  в случае его смерти, его
дети. В 1486 он ослеп, а 12 октября
1492 умер в Борго Сан-Сеполькро.
Теоретические труды  Пьеро   обычно
относят  к последним годам его жиз-
нитрактат <De prospectiva pingen-
di> написан до 1482, a <Libellus de
quinque corporibus regularibus>,  в
котором затрагиваются проблемы пра-
вильных тел - несколько  позже;  он
посвящен  герцогу Урбинскому Гвидо-
бальдо делла Ровере. Третий трактат
Пьеро  -  математический (<Del aba-
co>) - до сих пор не издан.
Среди важнейших произведений, кото-
рые приписывают Пьеро, следует наз-
вать  <Св.  Иеронима>  (1450,  Бер-
лин-Далем,  музей),  <Мадонну  дель
Парто> (фреска в капелле дель Чими-
теро в Монтерки), <Рождество> (Лон-
дон,  Нац. гал.) и <Портрет Сиджиз-
мондо Малатеста> (Париж, Лувр).
Влияние художника   было  огромным.
Оно проявилось не  только  в  твор-
честве  его ближайших соотечествен-
ников  (Бартоломео   делла   Гатта,
Синьорелли,  Перуджино)  и художни-
ков,  работавших в местах,  где  он
бывал (Флоренция, Феррара и особен-
но Рим), но гораздо шире. По мнению
Р.  Лонги, творчество художника не-
сет в себе новые принципы видения и
геометрии объемов и их расположения
в пространстве  с  помощью  строгих
пластических  построений  и  нового
понимания света. Вслед за Перуджино
уроками  Пьеро воспользовался Рафа-
эль.   Окончательным   становлением
своего творчества ему обязаны Анто-
нелло да Мессина и Джованни  Белли-
ни.  Искусство  Фуке и даже Картона
нельзя рассматривать  вне  связи  с
теми идеями,  которые разрабатывали
Доменико Венециано  и  Пьеро  делла
Франческа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий